21 Июля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 14.12.2015

Сквозь строгие врата канона

Фотограф: IKONA-RU.COM

Современные иконописцы показывают мир горний

Современные иконописцы показывают мир горний

В лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра открылась выставка «Тверская икона». Она приурочена к первому знаковому юбилею иконописной школы, созданной в ДК поселка Литвинки пять лет назад. В экспозицию вошли работы ее воспитанников и профессиональных мастеров.

Первую икону, по преданию, создал сам Иисус Христос, приложив плат к своему лицу, – на материи отобразился лик Спасителя. Эта икона называется Спас Нерукотворный. Первым иконописцем считается апостол Лука, написавший несколько икон Пресвятой Богородицы с Богомладенцем. Среди них – известная на Руси, весьма почитаемая Владимирская икона, написанная на досках от стола, за которым вкушали пищу юный Иисус, Богоматерь и обручник Иосиф. Храмовая живопись знает множество чудо­творных образов, исцеляющих неизлечимые недуги. Свидетельств об этом сохранилось немало.

Отечественная иконописная традиция, сложившись столетия назад, развивалась в русле искусства владимирских и киевских земель, и начальный период тверской живописи – это конец XIII века – характеризуется стремлением возродить его нормы. Однако уже в первой четверти следующего столетия проявились специфические особенности местной школы, среди которых можно выделить напряженность образов; графичность в произведениях этого периода сочетается с повышенной пластичностью форм и деталей. Таковы, например, иконы «Борис и Глеб» (этот образ считается одним из древнейших изображений князей), «Архангел Михаил», «Спас поясной». Тверские мастера решают колористические задачи не с помощью использования контрастов, скорее, на близости цветов. Однако пишут, по-прежнему ориентируясь на своих киевских коллег, плотным, густым, открытым мазком и вместе с тем вырабатывают свою манеру, построенную на ярко выраженных ритмах линий, пространственности композиции, экспрессии образа. Причем, как замечают искусствоведы, поиски эти начались у нас раньше, чем в живописи других древнерусских школ.

Особое влияние на тверских иконописцев оказало искусство Византии и Балкан, которое во многом совпадало с их собственными поисками и отвечало внутренним, духовным, задачам. В работах Валерия и Натальи Колтовых, семьи Мамоновых, Ирины Румянцевой, Вячеслава Михайловского, других мастеров и их учеников, которые представлены на выставке, это влияние также хорошо чувствуется. Экспозиция интересна не только тем, что показывает тверскую иконопись в ретроспективе. Здесь можно увидеть, как работает школа, на каких основах построено преподавание древнего искусства. Ученики, например, делают копии уже известных образов. Такое копирование, вдумчивое, обдуманное, помогает им войти в мир русской иконы, понять его законы и правила, приобщиться к богатейшей традиции. И уже потом, совершенствуя мастерство, подниматься к его вершинам – к иконам, выполненным самостоятельно, к росписям и мозаике для храмов. Все воспитанники школы изучают технику иконописи, догматику, церковную историю, получают знания в области искусствоведения.

Однако вернемся к вопросу о влияниях. Школа, возглавляемая протоиереем Дмитрием Мамоновым, свой стиль ищет, опираясь на византийскую живопись XIV–XV веков. Впрочем, это и понятно, поскольку прогреческое направление проходит через всю историю тверской школы. Существует мнение, что обращение к канонам византийского искусства стало проявлением архаизирующих тенденций, особенно актуальных для XIV века. Но нельзя не сказать и о том, что греко-славянская традиция получила широкое распространение в Твери благодаря византийцам, среди которых, вероятнее всего, были и художники, обосновавшиеся в Федоровском монастыре. Их нынешние последователи очень мудро, а самое главное, точно следуют устоявшимся канонам, что хорошо видно в представленных произведениях. Авторы не стремятся к созданию эффектов, чуждых иконописи. Они чувствуют создаваемый образ, а знакомство с древними средствами выразительности помогает им умело лавировать в довольно строгих вратах канона. А новые возможности и новые приемы могут появиться только тогда, когда освоены их исторические формы.

Сергей БОЙЦОВ
Автор: Сергей БОЙЦОВ
108

Возврат к списку

«Народный путеводитель» побывал в Старице ВИДЕО
"Народный путеводитель" - совместный проект Министерства туризма Тверской области и журналистов РИА "Верхневолжье". Очередным адресом нашего проекта стала Старица. Журналисты побывали в музеях Рясино и Берново, в знаменитой Преображенской церкви села Красное, в краеведческом музее, Свято-Успенском монастыре и т.д. Подробный отчет о поездке читайте на следующей неделе на сайте tverlife.ru.
20.07.201821:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость