21 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 26.10.2015

Спектакль на свободную тему

Фотограф: ПАВЕЛ ОСАДЧИК

На сцене ТЮЗа идет итальянская сказка

На сцене ТЮЗа идет итальянская сказка

Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие имена для честной луковой семьи. Люди они были хорошие, надо прямо сказать, да только не везло им в жизни. Что ж поделаешь: где лук, там и слезы.

Так начинается знаменитая сказка Джанни Родари «Приключения Чиполлино», которую главный режиссер Тверского театра юного зрителя Евгений Зимин перенес на сцену. В его интерпретации история о мальчике-луковке приобрела новое звучание, прежде всего потому, что постановщик в старой сказке несколько сместил акценты. Написанная в 1950 годах, сказка, придуманная журналистом, работавшим в коммунистической газете, приобрела в Советском Союзе особую популярность: очень быстро ее перевели на русский язык, причем редактированием перевода занимался Самуил Маршак, по книге были сняты мультфильм, а затем и кинофильм, где писатель снялся в роли самого себя. По сказке были поставлены даже балеты. Идея, которую развил Родари, оказалась весьма созвучна эпохе, а коллизия – борьба простого народа с притеснениями со стороны богачей – отвечала общим настроениям того времени.

Сейчас настроения, конечно, не те, да и ставить спектакль для детей про классовое неравенство было бы не совсем правильно. Постановка предназначена для зрителей старше шести лет. Евгений Зимин, выступивший и как режиссер, и как автор инсценировки, нашел, кажется, беспроигрышный вариант. Он прежде всего существенно сократил текст, оставив только магистральную линию сюжета. Причем как постановщик он заострил внимание не на борьбе бедняков за свои права, а, что называется, на вечных ценностях – дружбе, взаимовыручке и, главное, – на свободе.

Свободу Евгений Зимин понимает не в узком смысле, хотя тема тюремного заключения в спектакле возникает неоднократно. Собственно, с заключения отца Чиполлино (Виктор Дегтярев) под стражу и начинается спектакль, а герои один за другим попадают в застенки графинь Вишен и их верного вассала сеньора Помидора (Сергей Зюзин). Однако тюремные эпизоды выполняют далеко не главную функцию, они становятся теми сюжетными узлами, которые не тормозят, а напротив, ускоряют развитие действия. Каждое препятствие, как это и положено в сказке, становится испытанием, которое герой должен с честью выдержать с тем, чтобы в финале отпраздновать свой триумф. Задача Чиполлино (Александр Измайлов) сложна: он выступает в спектакле в роли гида, раскрывающего своим друзьям все прелести свободы, прежде всего свободы внутренней, ведь главное, в представлении героя, обладать именно этим чувством.

Гонения на Тыкву (Иван Иванов) и желание властей конфисковать жалкую постройку, в которую не может поместиться даже сам хозяин, оборачиваются в итоге увлекательным и опасным приключением героев. Впрочем, в спектакле действуют даже не герои, а маски, и поэтому в каждом характере превалирует надличностное начало. Чиполлино, его подружка Редиска (Инна Волкова), мастер Виноград (Дмитрий Федоров), профессор Груша (Андрей М. Иванов), адвокат Горошек (Сергей Грищенко) вовсе не антропоморфные овощи. Их имена – условность, которая помогает артистам вести со сцены серьезный разговор об общечеловеческих проблемах. Как оставаться свободным, даже будучи запертым в подвале, как сохранить это качество, развивать его, как найти возможность делиться своим опытом с другими? Вопросов много… Взять тот же опыт. В начале спектакля Чиполлино вряд ли может им похвастаться, да и откуда ему взяться. Но вступив на путь постижения истины, проявляя упорство, твердость характера, он и сам учится, и учит других. Процесс познания (а в спектакле каждый из героев познает что-то важное о самом себе) приобретает черты детектива, когда по следам преступников, каковыми графини Вишни (Татьяна Романова и Наталья Бульканова) считают Чиполлино и его друзей, пускается иностранный сыщик мистер Моркоу (Константин Павлов). Но даже хитроумные уловки новоявленного Шерлока Холмса, которому помощь не нужна, не могут помешать планам «заговорщиков». К ним в конечном итоге присоединяется и племянник графинь граф Вишня (Константин Григорьев), и случается это тоже по большей части из-за его стремления открыть для себя новые возможности, воплощать в жизнь иные цели.

«Бунт» в спектакле не заканчивается революцией, потому как само это разрушительное понятие чуждо героям, – добрым, отзывчивым, преданным своим идеалам. Ростки свободы, которые они так заботливо взрастили, дали свои плоды. Отрицательные персонажи уходят сами, потому что они, столкнувшись с силой, вдруг проснувшейся, не знают, как себя вести, более того – не знают, как им жить по соседству со свободными людьми, ведь сами они, несмотря на богатство и положение в обществе, несвободны. И они покидают город, страну, предоставляя другим жить по своим, более совершенным законам правды и справедливости, но самое главное – и без страха и слез.

Евгений ПЕТРЕНКО
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
277

Возврат к списку

В Твери прошла выставка работ, посвященных подвигу князя Михаила Тверского ВИДЕО

В тверской галерее пейзажа проходит выставка заслуженного художника России Людмилы Юга.

Экспозиция посвящена предстоящему празднованию 700-летия подвига Михаила Тверского и 650-летия преставления Анны Кашинской.
20.06.201821:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость