21 Марта 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 14.03.2019

Известный тверской концертмейстер Лидия Буланкина рассказывает о премудростях своего мастерства

Последняя премьера Тверского театра драмы «Пушкин. Евгений Онегин» вызвала в городе ажиотаж. Мнения зрителей далеко не во всем совпадали, но спектакль однозначно стал лучшим из тех, что ставили на этой сцене в последние годы.

Лидия Буланкина: «Трепет исчез из нашей жизни. Его возвращает музыка»

Замечателен он прежде всего тем, что главную роль играют не актеры в образах известных персонажей – Пушкина, Евгения Онегина, Татьяны и Ленского, а концертмейстер Лидия Буланкина. Она не была в центре сцены, а, незаметная, сидела за большим роялем справа у аванбарьера. Но именно она, вернее, ее музыка, и создавала спектакль, объединяла усилия разных людей, работающих над этим произведением, она делала главное – атмосферу, которая все оживляет. И от усилий концерт­мейстера зависело почти все, хотя публика часто не понимает, кому обязана восторгом и слезами, откуда пришли эти чувства, из чего они сложились.

– Вы – самый главный и самый незаметный персонаж! Лидия Рафаэльевна, и как с этим жить? Не то что славы, нет даже признания.

– Если уж о ком и писать, то о музыкальном руководителе постановки Слободкине, здесь самой незаметной личности и, на мой взгляд, совершенно недооцененной. Вместе с Валерием Персиковым он очень долго придумывал «Евгения Онегина», выкопал неизвестную мне музыку Прокофьева из спектакля Таирова, ввел народный хор, святочную мелодию.

Григорий Миронович горел спектаклем. Мне многое было непонятно, непривычно, мы так спорили, что чуть не подрались. Я говорила: «Это Чайковский! Это соло для виолончели! Почему у вас там наложение?» – «Да, я наложил – Прокофьева на Чайковского», – отвечал он. Как актеры в роль, так и я должна была влюбиться во все это, смириться. А со Слободкиным мы очень подружились. Про режиссера много добрых слов скажут артисты, а мне хотелось бы про Григория Мироновича... Я с большим уважением отношусь к Персикову, он сделал колоссальную работу, создал хорошо продуманную конструкцию. Моя задача заключалась в том, чтобы ее оживить, вдохнуть в нее душу.

– Как вы оказались в театре драмы?

– Здесь я в первый раз, пришла для того, чтобы осуществить мечту Персикова и Слободкина. Они очень просили меня взять в работу спектакль, я отказывалась в силу разных причин. А потом случайно встретила Аршака Карповича Туниева, и он сказал, что Персиков мечтает об этой постановке 30 лет. Тогда я поняла, что нельзя отказываться – пусть это выглядит так, как будто я хвастаюсь, но я знаю, что эту работу никто не сделает так, как надо, чтобы вот здесь – аккорд, здесь – слово, здесь – опять аккорд. В общем, мне стало стыдно: два старика, два друга мечтают поставить спектакль, а я – ишь королева! И я стала работать.

Все время провожу эксперимент: что делает живыми артистов, спектакль? Как музыка создает эту атмосферу, этот воздух? Это волшебство, и в этой тайне никто ничего не понимает.

– Как и вашу профессию.

– Никто не понимает. Пианисты считают, что концертмейстер – это неудавшийся пианист. Это ощущение «рука в руке» я любила с детства. Мои родители, струнники, играли в оркестре, я обожала аккомпанировать им. Папа сказал мне, семилетней: ты концертмейстер. Мне повезло, я любила свою профессию всегда.

– Как можно понять, что человек прирожденный концертмейстер?

– По тому, как он слушает рядом стоящего. Вот я играю в оперном театре, виолончелист исполняет соло из «Жизели», я аккомпанирую. Но если фортепианную партию играет не концертмейстер, и он старается, и все по нотам, и все правильно, однако нет этого дыхания на двоих – он не слышит солиста, не живет вместе с этим человеком.

Мне нравится быть винтиком, нравится уступать первую роль. Не надо быть пупом земли: когда кто-то – небо, а я ручей, меня это вполне устраивает. Я романтик, фантазерка, я придумываю все эти волшебные миры. На этом строится все, что я делаю. Нет просто нот, просто клавиш, нет ТЮЗа, драмтеатра – есть сцена, и здесь вдруг начинается волшебство. Вы можете назвать это любовью, уважительным отношением к звукам, пространству, стремлением к тому, чтобы человек, который стоит рядом с тобой, не сорвался.

– Не важно, что это за музыка – Чайковский или джаз и кому вы аккомпанируете?

– Я не умею играть джаз, хотя все-таки умею – мне говорят, что я свингую даже в классике. Но не так, как это принято у нас. Свинг – это свобода. Я свободна на сцене, это я за всю свою жизнь наработала.
Принято почему-то так: ты играешь или скрипачам, или духовикам. А я играю всем. Скрипачи спрашивают: а почему вы играете с народниками? А уж почему я работаю в театре, это вообще никому не понятно. Я уже устала отвечать: я люблю театр за правду.

Музыкантом быть очень трудно. Пока они выучат все свои пассажи и гаммы, до музыки так и не добредают. Самая большая беда, что мы все время занимаемся букварем, а литература остается далеко впереди. У некоторых студентов не хватает умения, но у них такая сильная природа, такое ощущение внутренней правды, что это в любом случае манит. Это и есть талант, когда человек может передать что-то настолько искренне, что на тебя это действует.

– Получается, первокурсник может сделать лучше, чем опытный актер?

– Да, у него нет штампов, он искренне удивляется, искренне возмущается. То же и у музыкантов: на моих глазах один мальчик-татарин срывал тросточку и играл так, что любой кларнетист позавидовал бы.
Вот Миша Эунап, тогда еще первоклассник, с которым мы выступали в бельгийском посольстве. Он вел себя как мой коллега, свой парень, музыкант. Никто его не опекал, не бегал за ним. И сейчас, когда он встал на место Саши, своего отца, дирижером в колледже культуры, я вижу, как ученики любят его.

– Очень отличаются профессии пианиста-исполнителя и концерт­мейстера?

– Совершенно разные профессии. Концертмейстер – это умение быть в паре, квартете, ансамбле, то есть не одной. Певец – лес, ты – ручей, вместе мы – природа. Получается пейзаж. Мы два разных музыканта. Не имеет значения, с оркестром ты играешь или одним инструментом.

Когда готовили спектакль по Таривердиеву, я ездила к нему. И увидела дом, где живет любовь – человека нет, а музыка звучит. Возможно, это благодаря супруге композитора, которая его любит.

– Вы часто говорите слово «любовь». При чем здесь она, если речь идет о профессионализме?

– Ну да, слово затертое. Предложите другое!.. Трепет исчез из нашей жизни. Его возвращает музыка. Со всех сторон нам внушают, что народ не любит то, что мы играем. Но в глухой деревне после концерта подходят люди: «Доченька, я ничего не понимаю, но слезы текут. Почему?» Это не я, это Чайковский. Мы только можем научиться открывать в себе клапан, который позволяет быть проводником. И тогда мы будем уважать и великих композиторов, и детей, и стариков. Когда мы готовили «Евгения Онегина», репетиций было очень мало, все нервничали. Но зазвучит на сцене рояль, и – все становятся другими: и монтировщики не орут, и вообще все как-то по-другому говорят. Люди меняются на глазах, начинают петь. Вот что может музыка. После репетиции идешь домой, слышишь, как уборщица напевает Чайковского.

– Какое место работы – ваше?

– В колледже имени Мусоргского я концерт­мейстер. Со скрипачами и народниками и даже ударниками, и со всеми, кто попросит. В колледже культуры преподаю студентам актерского курса. В 1994 году я приехала в Тверь, 12 лет работала в филармонии, а потом Александр Бахарев пригласил в ТЮЗ. Это мое главное место работы.

– С кем вам нравится работать?

– Мне очень нравится Анна Мильтонян. Она вернулась из Москвы, работает и в музыкальном колледже, и в филармонии концертмейстером оркестра. Она очень настоящая, у нас с ней схожий вкус. А еще Александр Борисович Романов. Мне говорят: «Ну, вы друзья», я отвечаю: «Нет, он мне учитель». Мне с ним хорошо, у меня характер, и у него характер. Мы больше десяти лет работаем в музыкальном колледже. Мне дорого то, что я здесь и что я в театре. С ТЮЗом многое связано, и поэтому сколько бы мне ни предлагали другое место... Почему пианистка работает в театре, я не буду всем объяснять. И опять мы пришли к этому затертому донельзя слову – «любовь».
Автор: Марина БУРЦЕВА
898
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость