11 Декабря 2017
$59.28
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Фоторепортаж 16.08.2017

Вышневолоцкая Академичка – мекка для живописцев

Фотограф: Елизавета ИВАНЧЕНКО, «ТЖ»

Академическая дача им. Репина в Вышневолоцком районе – мекка для живописцев. Они здесь работают, заряжаются вдохновением, рассуждают об искусстве – традициях и перспективах, учатся и учат.

Разговоры на Академичке: как художник художнику

Дорина Георгиевна Москальская – музыкант, а летом художник. На Академичку приехала в далеком 1978 году вместе с супругом – Анатолием Бережных. Он был художником и при этом хорошо пел (имел филармоническое образование). В этом году она на Академичке в 40-й раз, к сожалению, с ней нет теперь рядом Анатолия Васильевича.

– Первый раз приехала, остановилась на крыльце старой мастерской – тишина, как у Пушкина: «приют спокойствия, трудов и вдохновений». Как будто натянутая струна спустилась, – вспоминает Дорина Георгиевна. – Это что-то невероятное. И вдруг из леса идет художник, настолько типичный, настолько потрясающий. Это был Вячеслав Федоров. Я счастлива, что самого первого встретила здесь именно его. Очень тонкий художник. Мы с ним потом общались. Я хоть и музыкант и очень люблю Шуберта, но он знал этого композитора больше, чем я. Но постеснялся сыграть после моего исполнения. Так жалею, что опередила его.

Мы всегда приезжали сюда с мужем, меня и сейчас тянет на Академическую дачу. С Анатолием Васильевичем мы все время давали концерты. Это стало традицией, – Дорина Георгиевна показывает фото в альбе, посвященном творчеству Анатолия Бережных, который подарила музею Академички. – Вот мы поем на столетии в восьмиграннике переделанное мной: «Вниз по матушке по Мсте, ниже Волочка, вот уж 100 лет стоит дача репинская». У мужа бутафорские гусли.

Дорина Георгиевна листает альбом. Узнаю ее на картине «Размышления о музыке». Здесь собрано много работ Анатолия Васильевича. Светлые, тонкие пейзажи, воздушные, узнаваемые и удивительные.

Дорина Георгиевна вспоминает, как художники все вместе жили в красном домике, где раньше жил и работал Репин. Как было дружно и весело, как всегда на веранде их ждал горячий самовар и бесконечные разговоры.

Заочный народный университет искусств (Москва) организовал пленэр для группы начинающих живописцев. Всего 10 дней они были на Академичке. Время не теряли ни минуты. И в столовой продолжали обсуждать стиль, перспективу, мазок. Беседу направлял в нужное русло Андрей Шилов.

– На Академичке впервые. Точно могу сказать – такого места больше в мире нет. Деревни есть, красивая природа есть, интересная архитектура есть, где работают художники – есть, но в таком соотношении, в таких пропорциях, как здесь – не найти. Как в кулинарии: чуть-чуть того прибавил, того убавил – другой вкус. Так и тут: коктейль неповторимый, аромат и вкус. Архитектура – мастерские для художников и весь комплекс – очень разумная, удобная, вписанная в ландшафт, без вызова к старине, без хайтека. А самое главное – идешь вечером, окно мастерской светится, заходишь. «Привет», – «Привет. А ты меня знаешь?» – «Нет, что пишешь?» Или ходят какие-то девочки. Я думал: просто дети. Они подходят: «А посмотрите, что мы нарисовали». И здорово. В этом уникальность места. Однозначно, я сюда не раз вернусь. Не удивительно, что люди здесь по 20, 40 раз приезжают. Тот же Гриша Чайников, хорошо его помню, всегда говорил: «Я на Академичке, на Академичке». Я думал: «Чего он там забыл. Выставки в Москве». А приехал и понял: да… Однако, есть и тревожное ощущение – видно, что все это когда-то было в расцвете. Грустно состояние на грани. Нужно сохранить это место.

– 10-дневная школа. Чему можно научить за такой короткий срок?

– Постарался донести до учеников атмосферу пленэра, когда реально интересно, что делает каждый. Здесь соревнование без обид, выбираем лучших, проговаривая ошибки. Публика собралась разношерстная, поэтому собирал эффектные задания, чтобы для всех. Много знаний сразу вбивать не стоит. В образовании есть такая тема: чем отличается замусоренная информацией голова от той, которая чему-то научилась? В ней просто порядка больше. Знания надо разобрать по полочкам. Я сам когда-то путался, но были хорошие учителя, и когда в голове случалась каша, они структурировали.

Мы расставили акценты: ритмическая структура, подчинение формы, гармонизация цвета, глубина. Простые, но надежные понятия, которые нужно впитать. Это как в музыке подобрать гармонию. А законы композиции – они только для того, что когда освоены, можно сказать: делай что хочешь. Основа держит.

И одна из сквозных тем занятий – как отличить просто изображение от произведения искусства (я преподаю также и фотографию). Вот мы смотрим на начальные рисунки, кто-то еще и карандашом не умеет работать, но уже получается произведение. А бывает, когда все нарисовано, а хочется сказать: пошли дальше. Тема контрафакта в искусстве не так заметна, как в медицине, но тоже существует.
Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
594

Возврат к списку

Владимир Путин пойдет на выборы-2018
Заявление Владимира Путина о намерении вновь баллотироваться на пост главы государства оправдало ожидания подавляющего большинства россиян. Делались предположения, где и когда это важное событие произойдет. Как и в прошлый раз, глава государства не спешил. 
08.12.201720:31
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость