11 Декабря 2017
$59.28
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Фоторепортаж 11.11.2017

В Тверском театре драмы играют прозу Василия Шукшина

Фотограф: Сергей БОРЕЦКИЙ

Для малой сцены академического театра драмы режиссер Александр Сафронов инсценировал четыре рассказа Василия Шукшина и сочинил на их основе спектакль «Охота жить».

Неравнодушный реализм

В прошлых режиссерских работах Сафронова запомнилось умение выстроить эффектное и динамичное театральное действо, пронизанное юмором, иронией, сарказмом. И, как правило, в основе были пьесы переводные, включая комедийный шедевр М.Фрейна «Шум за сценой». А тут, при тех же режиссерских качествах, – самая что ни на есть русская глубинка, сельский говор, одинокая гармонь за окном.

Шукшин давно приписан к классике со всеми плюсами и минусами этого звания. Минусы, главным образом, в том, что театры набили руку на изображении деревенских простаков, попадающих в непривычные ситуации, на «усилении» юмористических моментов, чтобы публика не заскучала. А главное, из писательского наследия Василия Макаровича выбираются тексты позанятнее, посмешнее. «Охота жить» одновременно и следует этой традиции, и уходит от нее.

Если режиссер Сафронов в меру пользуется обкатанными десятилетиями сценическими приемами изображения сельского быта, то инсценировщик Сафронов из шукшинской новеллистики выбирает опусы, содержащие особо важную для него тему. Шукшин, как ни один русский писатель до него, показал, что внезапная и мучительная потребность в рефлексии, в знаменитом «остановиться, оглянуться, внезапно, вдруг, на вираже» – свойство не только интеллигентского сознания. Его герои, живущие повседневными заботами, внезапно начинают задаваться вопросами бытийного порядка. Причем случается это по самым незначительным причинам, а то и вовсе без них.

Все четыре сюжета, представленные в спектакле «Охота жить», предлагают зрителю задуматься над этими неслучайными случайностями. В рассказе «Письмо» простое житейское дело – надо отправить весточку родственникам – подталкивает пожилую крестьянку к воспоминаниям и размышлениям о непонятной ей мужской задумчивости и дефиците проявления чувств. В «Забуксовал» герой вдруг обнаруживает национально-историческую загадку там, где раньше ее не подозревал, – в хрестоматийном отрывке из Гоголя. «Билетик на второй сеанс», по сути, анекдот на тему алкогольного изменения сознания, обнаруживает и для зрителей, и для героя трагедию впустую и вподлую прожитой жизни, которая прежде казалась нормальной и даже завидной для окружающих.

Последним рассказом – «Верую!» – Сафронов выводит тему тоски по ускользающему от понимания смыслу бытия на уровень религиозно-нравственной философии. Ее смысл пытается выговорить поп, приехавший в деревню лечиться барсучьим жиром, но не отказывающийся и от спирта. Актер Андрей Журавлев акцентирует вроде бы не относящейся к делу, но очень важной для автора сентенцией: «Все жалеют Есенина: мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длиннее, она не была бы такой щемящей».

Чтобы не испугать возможного читателя, сразу оговорюсь, что спектакль наталкивает на размышления очень ненавязчиво, давая возможность и развлечься возникающими смешными ситуациями, и порадоваться мастерству и увлеченности, с которыми актеры представляют своих персонажей.

Дуэт Александра Сафронова и Владимира Чернышова при эксцентричности ситуации (пьяный зять принял тестя за святого с иконы) играется без излишнего нажима и потому по-настоящему смешон достоверностью существования актеров в нелепой ситуации. Геннадий Бабинов тоже ни на секунду не выходит за рамки вроде бы сугубо бытового поведения, но это делает растерянность его героя перед внезапно возникшим и мучающим его вопросом и комичной, и трогательной. Ирина Погодина, сыгравшая в последние годы целый ряд ролей на грани, а то и за гранью шаржа, сменила «графичность» на «акварельность». Но ее пожилая героиня, старательно сочиняющая письмо дочери и зятю, то и дело вызывает у зрителей добродушные понимающие улыбки. Так же убедительно и тактично простодушие и искренность своего героя играет Никита Березкин, давая понять, что усилия вникнуть в смысл произносимого приезжим священником не прекращаются и в ходе нежданно завязавшейся пьянки, и в хмельном танце.

Шукшин, представляя в рассказах панораму российской, преимущественно деревенской жизни, изо всех возможных эмоций чаще всего избирал сочувствие. Сухую прагматичную объективность, избегающую ясно выраженного авторского отношения, он отвергал: «без отношения, так это тоже выйдет отношение… какой-нибудь «равнодушный реализм». Александр Сафронов поставил спектакль, в котором присутствует авторское отношение к жизни. Получился самый что ни на есть «неравнодушный реализм». Смешной и грустный. Стало быть, жизненный. Остается пожелать, чтобы «Охота жить» вызвала у публики искреннюю охоту смотреть – усилия творческого коллектива того стоят.
Автор: Валерий СМИРНОВ
385

Возврат к списку

Владимир Путин пойдет на выборы-2018
Заявление Владимира Путина о намерении вновь баллотироваться на пост главы государства оправдало ожидания подавляющего большинства россиян. Делались предположения, где и когда это важное событие произойдет. Как и в прошлый раз, глава государства не спешил. 
08.12.201720:31
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость