16 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 17.04.2017

В Твери открылась выставка Дмитрия Плавинского и его последователей

Фотограф: Евгений ПЕТРЕНКО, «ТЖ»

В большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра открылась выставка «Путь в бесконечность», представляющая творчество художников Плавинских. Главная ее особенность и ценность в том, что помимо работ Марии, Елизаветы и Варвары Плавинских в экспозиции можно увидеть произведения Дмитрия Плавинского, одного из лидеров советского неофициального искусства XX века. Их на выставке немного, и именно поэтому их стоить увидеть.

Структуры времени

Плавинский был одной из ключевых фигур московского нонконформизма второй половины XX века. Он родился в 1937-м, учился на театральном отделении художественного училища памяти 1905 года. Работы его на Родине не получили признания, но были замечены западными коллекционерами и впервые были выставлены в Нью-Йорке. Первая же выставка в Москве состоялась только в 1985 году. Творческий путь художника начался в эпоху главенства абстракции. Плавинский пережил поп-арт, концептуализм, постмодернизм, придя к собственному методу, который он назвал структурным символизмом. 28 апреля ему исполнилось бы 80 лет, так что эта выставка – своеобразное посвящение художнику и его школе, потому что творчество и супруги, и дочери, и внучки невозможно представить вне контекста его работ и идей.

Будучи центральной фигурой шестидесятых, в 70-е и 80-е годы он продуцировал новые идеи и образы. Жизнь природы, исчезнувшие цивилизации, исследования древних рыб (живя в Нью-Йорке Плавинский заметил, что Манхэттан на карте метро напоминает очертания доисторической рыбы; так родился знаменитый образ «Манхэттан-фиш») Плавинский изучал с помощью всех известных художественных техник, которыми он владел превосходно. Причем он никогда не держался за тот или иной прием. Когда у него возникал образ, а известных способов его воплотить в материале не находил, то придумывал новые приемы.

Что важно, Плавинский всю жизнь писал с натуры и уже потом совмещал этюдные наброски с возникшим у него образом. Так получилось с его «Книгой трав» (несколько листов из нее представлено на выставке) – серией рисунков и монотипий. На акварельной бумаге он делал отпечатки травинок и былинок, зарисовывал целые квадраты цветущего поля или группы листьев. Плавинский рисовал не просто листья во всех их ботанических подробностях, он видел в них модели вселенной, мироздания. В его структурном символизме, как он сам объяснял, «единый образ мира расщепляется и обретает ряды символов, погруженных в пласты времен». Собственно, для философа Дмитрия Плавинского это было главное: создать своего рода «снимок» настоящего, прошлого и будущего, то есть «снимок» самого мира. В нем не существует пейзажа в привычном понимании, в нем нет портрета, но только потому, что художника они не интересовали. Однако было бы неправильным полагать, что мастер думал только о том, как устроен Космос. Он размышлял, как устроена Россия (и «Книга трав» это прекрасно подтверждает), но это было лишь ступенькой к постижению мироздания.

Есть на выставке картина «Система «Пифагор в космосе» – это те самые, школьные «пифагоровы штаны», которые во все стороны равны. Они освещены неземным, каким-то магическим светом, и эту картину, как и все, что написано Плавинским, хочется разглядывать очень долго. Организаторы, предвосхищая желание посетителей, поставили напротив полотна диванчик…

Работы мастера действительно требуют длительного восприятия. Он, по свидетельству художника Льва Снегирева, близко знавшего Плавинского и благодаря которому во многом мы теперь имеем возможность увидеть «Путь в бесконечность», «обладал глубинными познаниями природы, истории и сути искусства, он создавал целые миры». Произведения, построенные на объемах, представляют собой сложные структуры, архитектоника которых изобретательна, пронизана нездешним магнетизмом. И сложно его не почувствовать.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
1460

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость