26 Мая 2017
$56.07
63.01
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика29.04.2017

Тверской вагоностроительный завод выходит на новые горизонты

Фотограф: Андрей ЛЫТКИН

Мы живем на планете дорог

А это значит, что всем нам ну просто позарез необходим транспорт. Самый разный! В России всегда предпочитали ездить по земле – может, потому что места уж больно красивые. Вот и к Тверскому вагоностроительному заводу у нас отношение совершенно особое. Не только потому, что это самое крупное и во всех смыслах градообразующее предприятие, с которым почти каждая тверская семья так или иначе пуповиной связана. Мы завидим издали его корпуса, и сиреневый туман над нами проплывает, и сердце зовет в путь-дорогу – ну что с ним поделаешь? И мы отправляемся на ОАО «ТВЗ» – навестить, поговорить о дне нынешнем и о перспективах, потому что апрель 2017 года для наших вагоностроителей время очень знаменательное.

Ровно 120 лет назад, в апреле 1897 года, в Твери был утвержден устав общества по строительству завода. А пятнадцать лет назад, в апреле 2002 года, создано ЗАО «Трансмашхолдинг», которое входит в десятку крупнейших в мире компаний транспортного машиностроения. Чего только не производят его предприятия! Магистральные и промышленные электровозы, грузовые и пассажирские вагоны, электропоезда и вагоны метро, дизель-поезда и рельсовые автобусы… Ну, всего точно не перечислить! Вот и получается, что апрель вновь сыграл решающую роль в судьбе тверского предприятия.

По новым рельсам

Эти пятнадцать лет были нелегкими для всей страны и, конечно, для наших машиностроителей. И все же кризис здесь пережили во многом потому, что в огромном холдинге все поддерживали друг друга, или, говоря другими словами, работали в рамках кооперации. И вышли на новый виток развития, ориентированный на тренды 21-го века.

На Тверском вагоностроительном заводе началась масштабная модернизация производства. В нее за 15 лет инвестировали порядка 12 млрд рублей. Закупалось оборудование от ведущих европейских производителей. Увеличивались мощности. Росла производительность труда. Создавалась новая техника. Выпустили несколько «крутых», качественно новых поездов – «Невский экспресс», «Буревестник», «Красная стрела», «Мегаполис». Да, то были единичные проекты. Но и прецедент тоже – наши земляки всему миру доказали свою профессиональную состоятельность, возможности предприятия и его готовность к дальнейшей диверсификации производства и расширению модельного ряда продукции.

Перестраиваемся в марше

Вот что рассказывает технический директор Сергей Горин, который работает здесь с 1986 года и прошел путь от слесаря-ремонтника до одного из топ-менеджеров:

– На смену вагонам так называемой 41-й серии, с кузовами из углеродистой стали на люлечной тележке, в 2008 году пришел новый модельный ряд вагонов 44-й серии – с кузовами из нержавеющей стали, улучшенным интерьером и целым рядом преимуществ, обеспечивающих комфорт для пассажиров.

Добавим: все, что строится на ТВЗ, безусловно соответствует всем нормам и требованиям безопасности и надежности, предъявляемым к железнодорожному транспорту — сегодня это требования Технического регламента Таможенного союза. И эти нормы – возьмите на заметку! – даже жестче, чем в Евросоюзе. К запасу прочности нашего подвижного состава еще с советских времен отношение особое…

За 2008 год завод сделал 1200 вагонов – удобных в эксплуатации, комфортных для пассажиров, безопасных и экологичных. Но потом грянул кризис. И время, как говорили наши деды, потребовало «перестраиваться в марше». Диверсификация шла широким фронтом. Да, было очень трудно, но именно она позволила нашим вагоностроителям выстоять и продолжить движение вперед. Они спроектировали и построили первый в России спальный двухэтажный вагон. И не только его…

– Сегодня в нашем модельном ряду все вагоны, какие только можно представить. Полная гамма! Пассажирские одно – и двухэтажные вагоны, плацкартные, купейные, СВ и штабные, где предусмотрено все для комфортного путешествия пассажира с ограниченными возможностями здоровья; вагоны для межобластного сообщения с местами для сиденья 1-го и 2-го класса; вагоны-рестораны – в одноэтажном и двухэтажном исполнении, – продолжает Сергей Анатольевич. – Кроме того, сейчас мы снова выпускаем кузова для вагонов метро – первый опыт их строительства был в 2011–2012 годах, когда мы в сотрудничестве с заводом «Метровагонмаш» производили вагоны для Московского метрополитена. В этом году в производстве кузова для вагонов метрополитенов и Москвы, и Санкт-Петербурга.

Однако попробуем, как говорил герой известного фильма, «огласить весь список». Завод освоил выпуск вагонов сопровождения для ремонтных и хопер-дозаторных поездов. За год выпускает до 30 таких вагонов – по заказу РЖД. Это и мастерская, и номер гостиницы на рельсах… Спроектированы и построены багажно-почтовые вагоны, которые Почта России использует как в составе почтовых, так и пассажирских поездов. Потому что они рассчитаны на движение со скоростью 160 км/ч.

А еще вагоностроители научились делать кузова для трамваев. Разных! Современных, низкопольных, одно- и трехсекционных. Трамваи «СИТИ Стар» ходят в Твери и Ростове. «Витязи» производили сначала для Санкт-Петербурга, а сейчас – для Москвы, которая заказала 300 трамваев!

На заводе теперь есть специальная линия по производству трамвайных кузовов. Их делают и отправляют для дальнейших операций в ПК «Транспортные системы», которые собирают эти трамваи на арендуемых у ОАО «ТВЗ» производственных площадях.

Первый тверской электропоезд

В рамках диверсификации тверские вагоностроители не ограничились расширением линейки вагонов и освоили новую для себя компетенцию – производство электропоездов.

Завод выпустил два электропоезда «Иволга». Они прошли полный комплекс всех испытаний, и в 2016 году завод получил сертификат соответствия всем нормам Технического регламента Таможенного союза. Сейчас обе тверские «птички» прошли опытные пробеги на Московской железной дороге и с середины апреля эксплуатируются на маршруте Москва – Киевская – Новопеределкино.

– Электропоездами мы занимаемся с 2013 года и приобрели необходимые компетенции как в их проектировании, так и в производстве, – рассказывает Сергей Горин. – Сейчас работаем над пригородным электропоездом ЭП2Тв совместно с компанией НПО «Дальняя связь», имеющей опыт создания современных электропоездов.

Техническое задание на этот электропоезд разработано с учетом мнения эксплуатирующей организации, для которой важна экономическая эффективность, и современных пассажирских запросов. Асинхронный тяговый привод, который используется в «ИВОЛГЕ», сокращает расход электроэнергии (по сравнению с коллекторным приводом, который применяется на существующих электропоездах), он более наде­жен и менее сложен в обслуживании.

– «Иволга» спроектирована для работы в условиях города, – продолжает Сергей Горин. – Малые расстояния между станциями, большой пассажиропоток, который должен быстро как заполнять, так и освобождать салон. Широкие двери, минимум сидячих мест, максимум пространства для стоящих пассажиров, удобные поручни, система управления климатом в салоне. Электропоезд быстро разгоняется и также быстро тормозит. К этому приспособлены все системы.

Итак, для ОАО «ТВЗ» освоение рынка электропоездов – одна из приоритетных задач. Потому что электропоезда очень удобны. Особенно в мегаполисах. Они легко доставят человека из пригорода на работу. Их движение не ограничено городской застройкой – где под землю нырнут, где пронесутся поверху. Очевидно, что в ближайшие 15–20 лет именно электропоезда будут очень востребованы, вот руководство Трансмашхолдинга и ведет дальновидную политику по их продвижению. И важное место в этой политике отводится Тверскому вагоностроительному заводу.

Эффективное сотрудничество с управляющей компанией, свое­временное техническое перевооружение и диверсификация производства, высокий уровень квалификации специалистов завода, где всегда была сосредоточена как элита технической интеллигенции, так и настоящая рабочая аристократия, — вот те составляющие, которые дают тверским вагоностроителям возможность создавать новую технику, осваивать новые рынки, покорять новые дороги и отмечать очередные юбилеи. Ведь сколько еще дорог на нашей планете!
Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
672

Возврат к списку

В Тверской области подвели итоги международного саммита по безопасности
Международный саммит по безопасности завершился рядом соглашений. Напомним: он проходил в Тверской области с 23 по 25 мая под председательством секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева. Здесь был представлен, не побоимся этого слова, почти весь мир. Не было Грузии и Украины (их не приглашали), делегация США отказалась приехать.
25.05.201718:04
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию