18 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Рубрики
К началу
Новости дня
Фоторепортаж 12.08.2017

На Академической даче под Вышним Волочком художники продолжают создавать шедевры

Фотограф: Елизавета ИВАНЧЕНКО, «ТЖ»

Тишина. Много неба: наверху, в озерной глади, на картинах, еще не обретших завершенность (то тут, то там за этюдниками сосредоточенно трудятся люди в фартуках и халатах, пестреющих краской). Вековые сосны. Зарастающие мхом ступени, ведущие к самой воде. Но мало ли таких мест? Красивых – много, такого – больше нет нигде на земле. Это говорю не я, а люди, знающие толк в пейзажах, – художники.

Место силы. Живописной

Минувшие выходные я провела на Академичке. Красота, помноженная на вдохновение, которое этот край дарил Репину (у него как раз 5 августа был день рождения), Левитану, Куинджи, Рылову, Рериху, Коровину, Жуковскому, Богаевскому, Герасимову, Нисскому… Так и просится шаблонное, но точное: место, намоленное художниками. Здесь и сейчас пишут картины и говорят о живописи везде, даже в столовой.

Времена

22 июля Академическая дача отметила 133 года, посвятив торжества 200-летию со дня рождения своего основателя Василия Кокорева. Именно он в 1884 году на полуострове, лежащем на берегах реки Мсты и озера Мстино, открыл Владимиро-Мариинский приют для летней практики малоимущих студентов Императорской академии художеств. История повсюду, о чем всегда рады рассказать гостям Наталья Прошкина, директор Академической дачи, и Ольга Смирнова, хранитель музея. Он располагается в когда-то бывшем красным домике, где жил Репин, а потом по-общаговски дружно художники советского периода. Предметы быта чередуются с фотографиями разных лет, репродукциями картин, созданных на даче (подлинники находятся в хранилище Союза художников России).

Читаем ежегодные отчеты Кокорева президенту Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу: указывается в том числе, на сколько фунтов прибавил каждый студент. Ведь молодые художники – национальное достояние, его надо беречь. (Кстати, подчеркивает Наталья Прошкина, внимание к питанию и сейчас серьезное. Порции большие, блюда калорийные, приготовленные с душой, по-домашнему. Что и подтверждаю.)

В советское время на Академичке продолжалась активная творческая жизнь. Вторым годом ее рождения стал 1948-й. После войны было что восстанавливать. Но Тимофей Катуркин, один из старейших академистов, председатель «Всекохудожника», сумел убедить руководство страны в важности этого объекта.

Люди

И опять сюда пошли потоки тех, кто, познавая мастерство, проявляет особый талант. Среди них – ныне академик Валентин Михайлович Сидоров. Он вспоминает, как, впервые приехав сюда после окончания Московского художественного института им. Сурикова в 1954 году, был несколько растерян:

– У себя в деревне, в Конаковском районе, я полноправный хозяин всех пейзажей. А здесь за каждым кустом – художник с этюдником. Для себя решил – уеду. Сказал это Лешке Ткачеву, он возмутился: ты что? Ты только представь себе, кто здесь работал… И я решил остановиться, оглядеться. И покинуть это место уже не могу.

Валентин Михайлович не просто приезжал сюда работать. Он был художественным руководителем Академички и сейчас живет здесь по нескольку месяцев в году, продолжая писать картины и редактировать свои книги для переиздания. Одна из них – «Край вдохновения» – посвящена Академической даче. Автор потратил много усилий, разыскивая в архивах рукописные материалы по ее истории, документы, складывая из них мозаику этого уникального места.

В числе старожилов – Дорина Москальская.

– Я музыкант, а летом художник, – так она представилась. – А вот супруг – Анатолий Бережных – был художником и при этом пел.

В этом году она приехала сюда в 40-й раз. К сожалению, с ней нет теперь рядом Анатолия Васильевича. Дорина Георгиевна подарила музею альбом, посвященный его творчеству, в который, конечно, попала и Академичка.

– У нас была традиция: мы с мужем давали концерты, – показывает фото в альбоме. – Вот на столетии в восьмиграннике исполняем придуманное мной: «Вниз по матушке по Мсте, ниже Волочка вот уж 100 лет стоит дача репинская».

У Дорины Георгиевны с этим местом взаимопонимание возникло с первых секунд: как только приехала – услышала звенящую тишину. Вот он – «приют спокойствия, трудов и вдохновений». И тут из леса выходит такой типичный художник, как потом выяснилось, Вячеслав Федоров. «Как я рада, что первым встретила именно этого потрясающего человека». И вот уже 40 лет без Академички никак.

У Эльмиры и Дмитрия Петровых «академический» стаж поменьше. Но тоже плодотворный. Они приезжали сюда студентами, затем, как преподаватели Суриковского института, приво-зили учеников. А сейчас вместе с товарищами по творческому цеху разработали проект «Всероссийская художественная ассамблея, посвященная практическим проблемам создания современного художественного произведения» и получили Президентский грант. По нему два месяца 9 талантливых московских художников работают на Академичке. А их работы представлены в Народной галерее в поселке Солнечный и в зале искусств им. Ю.П. Кугача центра детского и семейного чтения в Вышнем Волочке.

Стены мастерской Эльмиры и Дмитрия заставлены этюдами, идет поиск героев, позы, цвета.

– Как говорил Валентин Павлович Журавлев, директор после Козельского: к Академичке надо пуповиночкой привязаться, – вспоминает Эльмира. – И мы привязались.

Дмитрий перечисляет художников, которые здесь работали:

– Каждый вкладывал сюда душевные силы. Энергетика места невероятно сильная.

Кроме прочего супруги отмечают, какие комфортные условия созданы для работы: просторная мастерская дает возможность отойти от полотна, оценить его с расстояния. А то после компактной московской мастерской на выставках иногда делаешь открытия.

Я застала последние дни работы группы начинающих живописцев, которую организовал Заочный народный университет искусств (Москва). Самые оживленные обеды – это у них. Мелькают фамилии легендарных предшественников, обсуждается стиль, перспектива, мазок. А то грянет дружный смех. Андрей Шилов – мастерский рассказчик, умеет зарядить аудиторию.

– Природа, архитектура, рабочее место – все это в таких пропорциях, как здесь, не найти нигде. А самое главное – идешь вечером, окно мастерской светится, заходишь. «Привет!» – «Привет. А ты меня знаешь?» – «Нет, что пишешь?» Или ходят какие-то девочки. Я думал: просто дети. Они подходят: «А посмотрите, что мы нарисовали». И здорово. Однозначно, я сюда не раз вернусь. Тот же Гриша Чайников, хорошо его помню, всегда говорил: «Я на Академичке, на Академичке». Я думал: «Чего он там забыл? Выставки в Москве…» А приехал и понял: да…

Среди постигающих мастерство – Вадим Краснов. Давно окончил художественную школу, на десятилетия забыл об этом, а сейчас почувствовал потребность взяться за кисть.

– В прошлом году были на пленэре в Крыму. Не скажу, что плохо. Но с Академичкой не сравнить. Это место силы.

Первый и последний

Место, дающее силы творить. Но само по себе очень уязвимое. Дает о себе знать возраст: ветшают постройки, коммуникации, сыплются деревянные мосточки. Легендарный мостик, запечатленный на многих картинах, был недавно восстановлен районной администрацией. Но этого мало. Если раньше сюда шли потоками и студенты, и государственное финансирование, теперь этого нет. Учащиеся приезжают, но в гораздо меньшем количестве.

Это первый в России Дом творчества для художников. И, судя по всему, последний. Именно поэтому так важно его сохранить. Ныне он принадлежит Союзу художников России.

– Мы стараемся работать с учебными заведениями: школой Андрияки, Венециановским училищем, Суриковским институтом, – говорит глава района Наталья Рощина. – Но нужен государственный подход, федеральное бюджетное финансирование. И меценаты, подобные Василию Кокореву.

Здесь. С постамента, прищурившись, смотрит Репин (скульптор Комов). Тут и электрик начал писать картины. Даже коты не чужды живописи (позируют либо поддерживают, свернувшись у ног творца, при этом приобретают новые оттенки – зеленые, синие). Картины, созданные на Академичке, украшают музеи всего мира. В знаменитом великокняжеском восьмиграннике (1885 года) все так же преломляются солнечные лучи в витражных окнах, и эта игра отражается на полотнах художников.
Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
953

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость