30 Мая 2017
$56.71
63.37
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура11.08.2016

Место и время как двигатель искусства | Искание красоты

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ, "ТЖ"

В малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра открылась экспозиция «Коллекция перемен. Ленинградская школа живописи», представленная музеем «Петербургский художник». Передвижная выставка посвящена его десятилетию и составлена из лучших работ собрания.

Ленинградская школа реалистической живописи возникла под воздействием двух факторов – места и времени. Формирование ее проходило с 1932-го по 1990-е годы, но понятно, что это условные даты, поскольку движение в том направлении, по которому пошли художники предвоенных и послевоенных лет, началось гораздо раньше. Истоки его следует искать во второй половине XIX века. Искусствоведы видят их в событии, которое стало беспрецедентным в истории русского искусства: в 1863 году в Академии художеств произошел «бунт 14-ти», который впоследствии укрепился в пореформенной академии. По словам Александра Бенуа, искание красоты стало на долгие годы главным движущим мотивом для русских мастеров. В разные годы оно принимало разные формы, отражало настроение времени.

Участников нынешнего проекта можно назвать передвижниками, коль скоро выставка их работ путешествует по российским городам. Такое перемещение по стране дает возможность не только увидеть особенности именно ленинградских художников, но и посмотреть на них в контексте региональных живописных школ, сформированных едва ли не повсеместно. В этом смысле тверские мастера в своих исканиях, быть может, наиболее близки к тому, что делают их коллеги с берегов Невы. Многие наши живописцы живо восприняли тенденции, культивируемые в Академии художеств, но, находясь поблизости от Москвы, не могли не испытать влияния и столичной школы. Синтез двух этих начал во многом обусловил развитие регионального изобразительного искусства, в становлении которого большую роль сыграла Академическая дача в Вышневолоцком районе. Значение этой институции для всей русской живописи трудно переоценить, поэтому картина Леонида Фокина «На Академической даче», открывающая выставку, выглядит оммажем, знаком признательности и уважения и к тверскому краю, и к этому благословенному для многих поколений художников месту.

Теплая, несмотря на то, что изображена на ней зима, картина Фокина задает тон всей экспозиции, наполняя ее особенной лиричностью. Она, конечно, ощущается прежде всего в пейзажах. По ним можно изу­чать топографию Ленинграда, поскольку сам город естественным образом выступает в качестве основного и любимого предмета художественной рефлексии. «Львиный мостик» Наталии Пушниной, «У Петропавловки. Зима» Виктора Коровина, «Лунная ночь в Ленинграде» Энгельса Козлова, «Ленинградская весна» Маргариты Рубан становятся маркерами, по которым можно опознавать знакомые многим места или открывать для себя неизвестные питерские локусы. По крайней мере с той точки, с какой посмотрела на город Маргарита Рубан, вряд ли кто-то еще им любовался, кроме самих жителей. Программным в контексте выставки смотрится большое полотно Германа Самарина «Ленинградка». Написанное в 1975 году, оно в полной мере отражает и само время, и особенности пластического языка, характерного для эпохи, и сам ленинградский дух, и особую стойкость людей. Главной героиней художник сделал девочку, по льду везущую на санках дрова и большой чайник. Возможно, это сюжет из военных лет, но автор никак их не обозначает, предоставляя зрителю самому делать выводы.

В экспозиции соседствуют работы, написанные в 60-е годы, с полотнами недавнего времени, что создает ретроспективный эффект. Он важен в данном случае, чтобы понять, как изменялся сам подход ленинградских художников к жи­вописи. Она вроде бы осталась прежней, и авторы поднимают, кажется, все те же вечные вопросы. Но отношение к ним уже несколько иное, а стало быть, школа вступила на новый этап своего развития.

История вопроса

Термин «школа», по мнению искусствоведа Ольги Буряковой, говорит не столько об академических рамках, сколько о дисциплине, которая выработалась в каждодневную привычку наблюдать и слушать. Поэтому живопись ленинградских мастеров постепенно отходила от шаблонов, выходила из тесных рамок академизма.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
1203

Возврат к списку

В тверском регионе стартовала кампания ЕГЭ-2017
Паспорт, хорошие знания и память – это все, что сегодня взяли с собой выпускники школ региона на экзамен по информатике и ИКТ.
29.05.201721:21
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию