30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Страна советов14.06.2016

Ехал Грека через реку

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ, "ТЖ"

Речевые нарушения детей – это серьезно

В этом году Артем пойдет в первый класс. Он научился читать в пять лет, знает, как пишутся печатные буквы. К школе мальчика готовит мама: «Артем сообразительный, но на занятиях часто валяет дурака, балуется – отсюда и ошибки. Посмотрите, что пишет: «Ехар Глека черес леку» или «Сла Саса по соссе». 

Мама ребенка обратилась за помощью к логопеду – и совершенно правильно сделала. После диагностики специалисты убедились, что мальчик вовсе не балуется – у него идет стойкое нарушение как устной, так и письменной речи. Ребенку были рекомендованы коррекционные занятия.

По словам учителя-логопеда Тверского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Светланы Беловой, это один из типичных случаев, с которыми работают специалисты учреждения. Чаще всего обращаются родители детей, у которых есть частичное, специ­фическое нарушение процесса письма – дисграфия. При этом у ребенка возникают ошибки, связанные не с правилами русского языка, не из-за того, что он торопится или балуется, – это грубые нарушения письменной речи. Дети путают парные согласные в сильной позиции (например, глаза – глаСа, дети – тети), неправильно согласовывают окончания, пишут слитно не только слова с предлогами, а целые предложения и т.д. Во всех этих случаях можно помочь – чем раньше, тем лучше.
дети
Светлана Николаевна занимается с детьми в центре около пяти лет. Учитель-логопед отмечает, что детям назначается комплекс занятий, рассчитанный на определенное количество часов – в зависимости от нарушений. При дисграфии часть ошибок возникает из-за того, что у ребят по какой-то причине не усвоен слого-звуковой анализ и синтез, поэтому их учат делить устную речь и тексты на предложения, предложения на слова, слова на слоги. Ребята с педагогом вспоминают характеристику гласных и согласных звуков. Дети занимаются в игровой манере – для этого есть специальный комплекс упражнений. Однако надо понимать, что логопед – это не репетитор по русскому языку. Исправлением орфографических и пунктуационных ошибок он не занимается. Логопед поможет скорректировать письменную и устную речь, при этом помощь родителей обязательна. Если специалист поставит звуки, а дома пройденный материал не будет закреплен, то у ребенка может сформироваться кабинетная речь – в присутствии логопеда все хорошо, а дома и с друзьями – как придется.
Родители должны уделять внимание не только физическому, но и речевому развитию ребенка с его самых первых дней, убеждена Светлана Белова:

– Маме и папе важно наладить тесный эмоциональный контакт с малышом. Обвешать его кроватку погремушками – это ничего. Надо общаться с ребенком, читать ему потешки, петь песни, учить слушать звуки – как тикают часы, едет поезд, мяучит кошка и т.д. Для правильного речевого развития ребенку необходимо читать сказки – естественно по возрасту, а не то, что интересно родителям. Поначалу детей в книгах привлекают только картинки – важно следить, чтобы они были поданы правильно, в классическом восприятии. У кота не должно быть гидроцефалии и базедовой болезни, а у пингвина – петушиных лап.

Из книг для малышей Светлана Николаевна советует сказки Владимира Сутеева, стихи Агнии Барто, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского – они ритмичные и по-прежнему хороши для развития речи. Посиделки у компьютера ученикам начальных классов учитель-логопед советует ограничить до 15–30 минут в день. Каникулы надо проводить на улице. Хорошо, если в игры детей поначалу включатся взрослые. Ребятам сегодня сложно найти интересную забаву на прогулке: многие «гуляют» в буквальном смысле на скамейке, держа в руках гаджеты.

– В нашей семье дочка родилась в конце 90-х годов, когда была «демографическая яма». Дворы пустые, дети маялись от скуки дома. Мы с мужем вспомнили свое детство: игры с мячом («я знаю пять имен девочек»), казаки-разбойники, прятки, «испорченный телефон» – так мы заполняли у ребенка образовавшийся вакуум. Очень быстро к нам потянулась окрестная детвора – ребята стали играть самостоятельно. Зимой супруг заливал горку, мы строили ледяные крепости… Игры во дворе со сверстниками дают очень сильный рывок в речевом развитии. Мамам и папам об этом тоже необходимо помнить и помогать детям правильно строить общение.

Автор: Ирина СМАЗНОВА
264

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию