25 Ноября 2017
$58.53
69.33
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня

Евсеев Борис Тимофеевич, – лауреат премии Правительства РФ в области культуры и премии «Венец», Бунинской, Горьковской, им. Валентина Катаева и других премий. Его произведения входили в шорт-листы премий: «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Большая книга» и др.

Получил музыкальное, литературное и журналистское образование.

Писатель трудной и интересной судьбы, Евсеев справедливо причисляется российской критикой к «задержанному» поколению нашей литературы.

В советское время публиковался в Самиздате.

С 1991 года печатается в журналах: «Октябрь», «Новый мир», «Дружба народов», «Континент», «Москва», «Постскриптум», «Юность», в «Новом журнале» (США) и др.

Автор книг прозы: «Баран», «Отреченные гимны», «Власть собачья», «Романчик», «Площадь Революции», «Живорез», «Лавка нищих», «Евстигней», «Красный рок», «Пламенеющий воздух», «Чайковский, или Волшебное Перо», «Офирский скворец» и др.

С 1992 по 1999 года работал обозревателем «Литературной газеты», в 1999-2000 зам. главного редактора еженедельника «Книжное обозрение», с 2001 по 2009 – главный редактор издательства «Хроникёр».

В последние несколько лет о творчестве Евсеева написано более 200 отдельных статей, рецензий, ряд диссертаций. В вузовском учебнике «История русской литературы ХХ века» (2014, часть 2, под ред. профессора В.В. Агеносова) Б.Т. Евсееву посвящена отдельная статья.

Двумя изданиями вышла книга доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника ИМЛИ РАН А.Ю. Большаковой «Феноменология литературного письма. Проза Бориса Евсеева» (М. 2003, 2004) и книга кандидата филологических наук А.Ю.Кирова «Русские каприччо Бориса Евсеева» (М.2011).

Снят документальный фильм «Люди и судьбы. Борис Евсеев» (телеканал «Скифия», 2011). На телеканале «Культура» вышла программа «Линия жизни», посвященная творческому пути Б.Евсеева.

Проза и эссе переводились на английский, болгарский, голландский, итальянский, испанский, китайский, немецкий, эстонский, японский и др. языки.

Б. Евсеев – член Исполкома Русского ПЕН-центра, Союза российских писателей и Союза писателей Москвы.

В настоящее время – профессор кафедры творчества Института журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ).
Живёт в Москве.


О прожектерах, колобродах и душе России

Борис Евсеев. Офирский скворец: роман-притча, рассказы. М.: Издательство «Э», 2016.

При чтении романа-притчи Бориса Евсеева «Офирский скворец» вспоминаются такие шедевры русской литературы как «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Мертвые души» Гоголя, «Лавр» Водолазкина и многое другое. Много писано о России, о том, каково ее устройство, каковы люди, ее населяющие, каково то, что называется душой земли, душой живущего на ней народа. Свое слово об этом сказал и Борис Евсеев.

Действие в романе происходит одновременно в наши дни и во времена «матушки» Екатерины II, однако в данном случае речь идет не о фантастике, а о мистическом реализме, то есть о реализме с элементами мистики. Путешествия во времени происходят через «расселину» в одном из оврагов в центре Москвы, механизм работы которой воспринимается действующими лицами из обоих эпох как «диво дивное», каких на свете немало, то есть как одно из явлений в целом загадочным образом устроенной жизни, которая сама по себе есть таинство.

Все персонажи романа живут исходя из собственной природы и данных им судьбой обстоятельств, без особой рефлексии по этому поводу. Исключением являются двое: вольнодумец времен Екатерины II Ванька Тревога, мечтавший об «Офирском царстве», в котором «люди будут дороже чистого золота», и отправивший в наше время говорящего скворца, что и послужило началом описанных в романе событий, и наследующий ему «полуинтеллигент» нашего времени Володя Человеев, полагающий, что золото не может быть значительнее человека и «надо было спервоначалу золотых людей отлить, а уж потом дымить на весь белый свет». (Кстати, Остап Бендер со товарищи, как и Чичиков, тоже превыше всего ставили золото.) Рефлексия этих двоих, разворачивающаяся на фоне панорамного описания так называемой народной жизни, и есть, собственно, содержание романа, пытающего дать очередной ответ на вопрос, как живут в России, кому в ней жить хорошо, и чем она от прочих земель отличается.

Особых проблем с адаптацией у прибывших в наше время из времен Екатерины II подручных обер-секретаря Тайной экспедиции при Правительствующем Сенате с миссией изловить и доставить обратно или уничтожить говорящего скворца не возникло. К таким явлениям как мобильный телефон и прочие радости технического прогресса, они отнеслись также, как к «расселине» в овраге - «диво дивное», но на то она и жизнь. Технический прогресс и некоторая распущенность в поведении людей - с точки зрения времени «матушки» Екатерины II не отменяет ни того, что Москва - вечный город, ни того, что во все времена в России люди работают - в том числе в занимающихся розыском тайных канцеляриях, - воруют, перепродают, предаются богемной жизни, занимаются сексом и так далее. Главное же, чем славна Россия - это ее «прожектеры», размышляющие об особом, сказочно прекрасном обустройстве жизни и производящие идеи, олицетворением которых являются говорящие птицы, в данном случае - «линия говорящих скворцов», и «колоброды», этим птицам серьезно внимающие, поскольку им, хоть и «страшновато» от этих идей, но без них - «скучно».

Носитель идеи «Офирского царства» - обученный «прожектером» Ванькой Тревогой скворец-майна прошел через множество рук, но единственный человек, которому он оказался жизненно необходим, для кого он «золота дороже» и кто не хочет расстаться с ним даже при прямой угрозе жизни - «колоброд» Володя Человеев. Пытаясь осмыслить идею Ваньки Тревоги относительно «Офирского царства», которое на самом деле, как оказалось, следует искать внутри себя, он полностью разрушает свою вполне устроенную и обеспеченную жизнь и, как водится, оказывается за пределами России. А живут в ней, как пишет Евсеев, «подданные Великого Простора», который «есть воля», которая «есть простор», а «Простор уничтожает любую несвободу». И творится на этих просторах дробящееся на людские судьбы непознаваемое таинство жизни.

Эти судьбы описываются и в следующих за романом рассказах. При этом язык Евсеева как бы взрывается фейерверком символов и метафор, сталкивающихся и прошивающих друг друга пространств, становится певучим и буквально пропитанным неподдельной любовью к живущим на российских «просторах» людям и языку, на котором они говорят. При этом особое внимание привлекает рассказ «Арина-речь» - о живущей при одном из московских рынков юной женщине из Вышнего Волочка - чрезвычайно привлекательной, бывалой, неунывающей, озорной, речистой фантазерке, уверенной, что «Добро есть глагол!», а «Глагол - снова-таки - добро!». Думается, этот образ и есть для Евсеева образ души родной земли, души живущего на ней народа.

Известный поэт и критик Людмила Вязмитинова


1393

Возврат к списку

В областном роддоме в Твери вручили подарки молодым мамам
Рождение ребенка – особое событие, появление малыша на свет в канун Дня матери – праздник двойной. Врачи области за 9 месяцев помогли появиться на свет более 7 000 малышей, в том числе 13 двойням и 2 тройням. У женщин Твери родилось 3 504 ребенка. На этой неделе особо солидное пополнение – более 150 младенцев.
24.11.201720:03
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость