26 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика14.02.2017

Александр Тягунов рассказал о создании комиссии по регламенту и депутатской этике в Тверской области

Фотограф: Законодательное Собрание Тверской области

В январе этого года Законодательное собрание Тверской области приняло решение о создании парламентской комиссии по регламенту и депутатской этике. Она будет действовать на постоянной основе, а основные ее задачи – рассмотрение вопросов соблюдения и совершенствования регламента Законодательного собрания, поощрения наградами областного парламента, а также возможных случаев нарушения правил депутатской этики.

Этика для депутата

В комиссии будут работать шесть депутатов, два из которых станут ее сопредседателями. Кстати, согласно принятым документам, в комиссию не могут входить руководители Законодательного собрания (то есть председатель и его замы), а также председатели постоянных комитетов парламента.

В настоящее время идет формирование комиссии. Планируется, что все необходимые процедуры будут завершены до 1 марта. О том, зачем нужна эта комиссия и как она будет решать поставленные задачи, мы беседуем с одним из инициаторов ее создания, заместителем председателя постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Александром Тягуновым.

– Александр Александрович, положение о постоянной комиссии по регламенту и депутатской этике принято. О необходимости ее формирования говорили еще депутаты пятого созыва. Более того, в свое время был даже подготовлен соответствующий документ. Почему процесс оказался столь долгим? Ведь сам факт работы данной комиссии ни у кого из депутатов не вызывает сомнения.

– Вопрос создания комиссии по регламенту и депутатской этике более чем актуален, причем для парламента любого уровня – будь то Государственная дума или районное Собрание депутатов. Не будем забывать, что основополагающим документом работы законодательного органа власти является регламент – то есть свод правил, правовой акт, устанавливающий порядок деятельности. Соответственно нужно следить за его жестким соблюдением.

Законодательное собрание Тверской области, к сожалению, в части создания комиссии по регламенту и депутатской этике не относится к числу передовых. Подобные комиссии уже сформированы и действуют во многих региональных парламентах. Вопрос поднимался еще на стадии формирования действующего, шестого созыва Законодательного собрания. Безусловно, сама идея перешла к нам от предыдущего созыва. Ее поддержало руководство Заксобрания, председатели всех постоянных комитетов. По сути, вопрос назрел, и его нужно было решить технически – принять соответствующие документы с соблюдением всех необходимых процедур. Комитет по госустройству и местному самоуправлению с этой задачей успешно справился, подготовив изменения в действующее законодательство и положение о комиссии.

Кстати, уже изначально были договоренности, что в комиссию войдут представители всех фракций областного парламента. Осталось сделать последний шаг – определиться с персональным составом, включая руководство комиссии, и утвердить эти предложения на заседании Законодательного собрания. Далее комиссия сможет незамедлительно приступить к работе.

– Идея формирования такой комиссии была впервые высказана еще в 2012 году. Тогдашним комитетом по госустройству и местному самоуправлению были даже разработаны положение и регламент ее деятельности, но потом вопрос застопорился. В чем причина?

– Никто специально этот процесс не тормозил. Просто, наверное, нужно было время. Хороший закон, что называется, должен «дозреть», «вылежаться». На мой взгляд, произошло именно это. Безусловно, возникали (и не раз) ситуации в региональном парламенте, когда у комиссии по этике, если бы она существовала на тот момент, мог быть предмет для рассмотрения. Тогда-то идея создания комиссии и высказывалась. Но проблема снималась, после чего вопрос о комиссии вновь откладывался. Впрочем, так не могло продолжаться до бесконечности. Сейчас комиссия создана, и точка наконец-то поставлена.

– В сферу деятельности комиссии входят вопросы этики и регламента. С регламентом понятно – есть свод правил, они кодифицированы и подлежат контролю. А вот если говорить об этике – это своего рода нормы поведения, которые можно назвать неписаными. Как быть с ними? Каким образом будут приниматься решения о том, нарушены эти нормы или нет?

– Этика затрагивает нормы морали и нравственности. То есть те самые нормы, которые сплачивают общество. Можно, наверное, сказать, что этика – это вопрос добра и зла. Система моральных и нравственных качеств отдельного человека. Как эти качества индивидуума вписываются в мораль всего общества – тот самый вопрос, на который и должна будет ответить комиссия в случае рассмотрения проблемы соблюдения депутатами этических норм.

Заксобрание в идеале должно быть эталоном качественного отношения к вопросам этики и морали. И любое отклонение в сторону со знаком «минус» недопустимо. Опять же у каждого человека есть свой внутренний контролер морально-этических норм. И если он сбивается, необходима корректировка извне. Откорректировать поведение человека, отступившего от общепринятой модели поведения, – задача комиссии. Да, это очень тонкая настройка и очень сложная. Поэтому в состав комиссии должны войти люди ответственные и достойные, пользующиеся уважением, которые сами должны быть примером для остальных.

– И все же что считается этичным, а что нет? Каковы критерии? Будет ли признано нарушением этических норм прямое оскорбление одним депутатом другого? Как расценивать один и тот же поступок, совершенный в стенах областного парламента (например, во время заседания) или за его пределами?

– Пожалуй, это и будет самым сложным: дать оценку этичности или неэтичности поведения человека. Бывают моменты, когда ответ, можно сказать, лежит на поверхности. Но бывают и более сложные ситуации, когда однозначного ответа нет и нужно разбираться, учитывать все обстоятельства. Полагаю, что все будет зависеть именно от конкретной ситуации.

– Согласно принятому областным парламентом документу, «к депутату, допустившему нарушение правил депутатской этики, могут быть применены меры воздействия, установленные Законодательным собранием». В отдельных регионах такие нормы прямого воздействия уже прописаны: это и лишение слова на определенное время, и финансовые ограничения, и даже лишение мандата в особо серьезных случаях. Что планируется у нас?

– Поскольку комиссии по регламенту и этике в нашем парламенте не было, нет и прописанных норм наказания за нарушения. Этим вопросом еще предстоит вплотную заняться. Полагаю, что нужно еще раз посмотреть практику других парламентов, включая наших федеральных коллег. Возможно, мы выработаем свои собственные подходы, которых нет в других регионах, а возможно, внедрим опыт коллег, который показал себя наиболее эффективным.

– И все же хотелось бы конкретный пример. Перешел депутат во время обсуждения резонансного закона на личности – почему не лишить его микрофона до конца заседания? Нарушил еще раз – лишить микрофона до конца сессии. Не будем забывать, что ведется прямая видеотрансляция заседаний в сети Интернет. Тогда бы и избиратели видели, что нарушение этических норм их избранниками чревато, и депутаты держали бы себя в рамках.

– В свое время я был депутатом Госдумы, и там действовала такая комиссия. За неэтичное поведение можно было лишиться права на выступление. Многие депутаты действительно опасались последствий нарушения этических норм. Да, это дисциплинировало и было достаточно эффективно. Думаю, что подобная норма возможна и у нас.

– Предположим, что ответственность депутата за нарушение этики введена. Комиссия вынесла решение о наказании. А депутат не согласен и не считает, что он в чем-то не прав. Каков выход из ситуации?

– Решения комиссии носят рекомендательный характер и направляются в Совет Законодательного собрания. Спорные моменты – уже в ведении Совета.

– Хорошо, а как быть с обиженными? Они ведь обязательно будут. Вынесение комиссией определенного вердикта может привести к испорченным отношениям с коллегами.

– Ну, во-первых, на обиженных воду возят. Я понимаю так: не делай того, чего не должно, – и все будет нормально. Во-вторых, повторю то, что уже говорил выше: важно, чтобы в состав комиссии вошли люди принципиальные, уважаемые, высокоморальные. Тогда их решения вряд ли будут подвергаться сомнению. Законодательное собрание – орган коллегиальный. Здесь любой вопрос можно решить в ходе дискуссии. Важно лишь не выходить за рамки норм и приличий, вести себя достойно.

– Еще одна задача комиссии – рассмотрение дел, связанных с высшими наградами Законодательного собрания…

– Да, это так. И это не менее важный вопрос, чем вопросы регламента и этики. В частности, речь идет о награждении знаком Законодательного собрания «За вклад в развитие законодательства Тверской области».
Автор: Иван ОРЛОВ
512

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость