22 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 11.05.2010

Ровесник осташковского АТП

Фотограф: Олег Северов

Александр Тедер рассказывает о работе шофера, которой он отдал более 50 лет

Александр Тедер рассказывает о работе шофера, которой он отдал более 50 лет

Сколько раз обогнул земной шар, сидя за баранкой своего автобуса, водитель Осташковского автотранспортного предприятия Александр Осипович Тедер, подсчитать не возьмется никто.

Да и надо ли это? Он и так относит себя к категории вполне счастливых людей. А как же трудности шоферских будней? Все они остались под колесами его любимых машин.

Педантичные венгры, чьи «Икарусы» стали для Тедера эталоном комфорта и надежности, оценили реальный век жизни своего детища в 600 тысяч километров. По их европейским меркам дальше машину ждет суровый приговор – сдача в утиль.

Дважды Александру Осиповичу довелось получить сверкающие заводской краской «Икарусы», как говорится, из рук в руки, в пограничном городке Чопе. Так вот, один из его «сухопутных лайнеров» намотал потом по российскому бездорожью 1 млн. 600 тыс. километров. Это ли не заявка на попадание в книгу рекордов Гинесса?

Александр Осипович Тедер – ровесник осташковского АТП. В 1958 году здесь была сделана первая и последняя запись в его трудовой книжке. Правда, с 1960 по 1963 годы пришлось прервать стаж на время службы в Вооруженных Силах Советского Союза. В Калининграде солдату доверили возить не кого-нибудь, а начальника штаба полка. После первого в жизни автомобиля – самосвала на базе ГАЗ-93, командирский ГАЗ-69 казался Тедеру игрушкой.

Обучение премудростям водительского дела Александр Осипович начинал на специальных курсах при ДОСААФ кожзавода. Обычная полуторка стала тогда для него первым источником получения знаний о выбранной профессии.

В период своего становления Осташковское АТП располагало небольшим арсеналом техники – с десяток различных модификаций «газонов».

- Наша же контора в те годы ютилась в стене Знаменского монастыря, а территория нынешнего предприятия представляла собой пустырь, поросший травой. О каких-то боксах и речи никакой не было.

- Все начиналось с нуля, - вспоминает эпоху первооткрывателя ветеран. - А мне так и хочется назвать ее каменным периодом. И готов сам же ответить на ваш вопрос: почему? Дело в том, что большинство главных дорог нашего района было покрыто тогда булыжником. Поэтому на все лето осташковские самосвалы отправлялись в район Полново, где в неограниченном количестве добивался столь ценный для нас этот природный материал.

После армии уже «опытному бойцу» Тедеру доверили перевозку людей.

Первые пассажирские маршруты на те же Куряево и Вязовню обеспечивали грузовики ГАЗ-51. От желающих прокатиться «с ветерком», в прямом смысле этого слова, отбоя не было.

Правда, и тогда тоже думали о «комфортабельности» транспорта, поэтому и кузова машин укрывали от непогоды брезентовым тентом. Я, будучи мальчишкой, тоже испытал на себе все прелести этого русского экстрима. А мужики покрепче всякий раз «подавали» в кузов бабулек с хотулями, женщин с детьми.

Только сейчас Александр Осипович всерьез стал задумываться, как можно было набивать в машину до пятидесяти человек.

- Страшно вспоминать, но кузов такси был закрыт только лишь брезентовой «дверью». И слава богу, что все обходилось без ЧП, - делится Тедер, похоже, совсем не самыми приятными воспоминаниями.

От себя добавлю, что в ходе поездки в таком «грузотакси» по булыжной мостовой весь этот «пассажиробагаж» болезненно ощущал каждую выбоину на дороге, на них скамейки постоянно подпрыгивали вместе с седоками. К тому же кузов быстро наполнялся придорожной пылью. Каждая поездка превращалась для людей в серьезное испытание.

Александр Осипович Тедер преодолел практически весь эволюционный период развития автомобильного пассажирского транспорта. На смену строптивым «газонам» пришли уже настоящие автобусы марки ЛиАЗ, а чуть позже уже казавшиеся водителям мечтой ЛАЗы. А наш герой сменил страсти местных дорог на дальние межгородские маршруты. Грунтовая дорога до Торжка замысловато петляла по лесным зарослям, неоднократно пересекалась ручьями. А путь до Калинина занимал семь часов. Даже когда на этом участке появился асфальт, а Тедер пересел на «Икарус», он не превратился в гонщика, так как прекрасно понимал: в его руках жизни десятков людей. Поэтому пятьдесят лет проработал без аварий. И это, пожалуй, главный показатель его высокого профессионализма. Мы всегда с некоторым недоверием относимся к новичкам за рулем. И на все сто процентов доверяем таким водителям, как Александр Осипович Тедер.

Что ни пассажир, то свой характер. И найти подход к каждому человеку может только хороший психолог. Если же верить Александру Осиповичу, то не встречал он на своем пути ни плохих людей, ни плохих дорог, ни прочих трудностей. Зато крайне удивлен, что так быстро пролетело время. Без отрыва от производства закончил он автодорожный техникум. Это лишь укрепило его взаимоотношения с машиной.

Особой страничкой в биографии Тедера стала летняя московская Олимпиада 1980 года.

Месяц упорной стажировки на столичных улицах и еще месяц обслуживания иностранных спортивных делегаций. Почетная грамота ведомственного министра - итог его достойного «выступления» на Олимпийских играх – 80.

Также на отлично отколесил он по Москве и через пять лет на Всемирном фестивале молодежи и студентов. Среди других наград «Ветерана труда» значки «Почетный работник транспорта России», «Почетный автотранспортник» и «За работу без аварий» трех степеней.

А дома Александра Осиповича всегда терпеливо ждала любимая жена Галина Петровна. Только в крайних случаях она беспокоила ночного диспетчера АТП. Мужскую компанию Александру Осиповичу и в будни и в праздники всегда готовы составить двое сыновей и трое внуков.

Два года назад он все же оставил баранку, за которой провел большую часть жизни. Но сил расстаться с предприятием у Тедера не хватило. По выходным подрабатывает здесь дежурным механиком, провожая в рейс молодое поколение водителей.

Автор: Олег Северов
21

Возврат к списку

«Тверской переплет» отвечает на вопрос «Есть ли жизнь за МКАДом?»
А еще знакомит с новинками литературы и популярными литераторами, проводит мастер-классы и учит оптимизму.
22.10.201703:12
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость