03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 03.09.2015

Мечта, окрыленная волей

Фотограф: СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ

Уникальный снимок принесла в редакцию четырежды абсолютная чемпионка нашей страны по самолетному спорту Валентина Дрокина

Уникальный снимок принесла в редакцию четырежды абсолютная чемпионка нашей страны по самолетному спорту Валентина Дрокина

Он сделан на аэродроме Змеево в 1984 году. Отмечался полувековой юбилей Калининского аэроклуба. На праздник пригласили тех, кто помнил, как все начиналось, кто поднимал в воздух своих учеников еще в предвоенную пору. И вот незабываемый для Валентины момент: снимок на память в окружении наших землячек – доблестных летчиц Анны Егоровой, Тамары Константиновой и Марии Смирновой. Все три – Герои Советского Союза. Эта высокая награда была завоевана ими в грозном небе, когда никто из пилотов не был уверен, что вернется на свой аэродром. 

О чем говорили женщины на летном поле? Конечно же, вспоминали аэроклуб, боевые эпизоды и по-хорошему завидовали молодой летчице-спортсменке, которая только что закончила свой полет, мастерски выполнив фигуры высшего пилотажа. Тогда, в 1984 году, у Валентины Дрокиной все победы в самолетном спорте были еще впереди.

Всегда интересно узнать, как женщины приходят в авиацию. Для них этот путь намного труднее, чем для мужчин. Если в характере нет упрямства и решительности, первые же препятствия могут погасить мечту. Однажды, выступая в одной из тверских школ, Герой Советского Союза Мария Смирнова сказала, что благодарна предвоенному времени за то, что девушкам давали возможность выучиться на пилотов, и никто не считал, что они слабее парней. Вся молодежь была «заражена» авиацией. Как пригодились эти летные кадры спустя несколько лет! 

В биографии четырех летчиц, включая самую молодую, есть один общий факт: всем им путевку в небо дал аэроклуб. Для Анны Егоровой второй ступенькой стала Херсонская авиашкола. После нее она приехала в Калинин уже пилотом-инструктором. Но перед войной получить эти навыки можно было и на курсах летчиков-инструкторов при Калининском аэроклубе. Именно так и сделала Тамара Константинова. В бой с врагом она вступила весной 1944 года и совершила 66 успешных боевых вылетов на штурмовку оборонительных укреплений и скоплений сил противника.

Калининский аэроклуб определил судьбу и третьей легендарной летчицы – Марии Смирновой. В 1942 году она окончит еще курсы летчиков при Энгельсской авиационной школе пилотов и сразу попадет на фронт. Командир эскадрильи гвардейского бомбардировочного полка Мария Смирнова совершит 805 боевых вылетов, нанеся большой урон врагу. Не зря их звали «ночными ведьмами».

Когда говорят, что «у вой­ны не женское лицо», с этим утверждением не поспоришь. Но наши летчицы знали еще одну истину: в небе войны не было разделения на сильный и слабый пол. В воздушном бою были только свои и враги. Редкие мужчины, к примеру, прошли через те испытания, что выпали на долю Анны Егоровой. Она была единственной женщиной, командиром эскадрильи, в штурмовой авиации. Самолет Ил-2, на котором летала, противник называл «черной смертью». В одном из боев ее штурмовик подбили. Раненую летчицу захватили в плен. Анна испытала все его ужасы и была освобождена советскими войсками.

Такие женщины и после войны, уже распрощавшись с небом, состоялись в гражданской профессии и в семейной жизни. Были уважаемы, любимы, вели большую военно-патриотическую работу с молодежью. Как мы знаем, Герою Советского Союза Марии Смирновой присвоено звание «Почетный гражданин Твери».

 – Сегодня этих замечательных женщин уже нет с нами, – говорит Валентина Дрокина, – но для меня они как живые. Образец стойкости и красоты женской натуры. Я никогда не смогу забыть ту нашу встречу на праздничном аэродроме. Ведь они тогда встретились со своей юностью, а я прикоснулась к их подвигу. Но, справедливости ради, надо сказать, что с нами должна была стоять еще одна летчица, тоже Герой Советского Союза – Лидия Литвяк. Она погибла в августе 1943 года, выполняя боевое задание.

И вот некоторые подробности ее короткой жизни. Свой первый самолет Лидия подняла в воздух рано, в 15 лет. Ей позволили это сделать в Московском аэроклубе. А потом были Херсонская авиашкола летчиков-инструкторов и работа в Калининском аэроклубе по подготовке пилотов. В вой­ну Лидия Литвяк служила в истребительном полку. На своем истребителе Як-1 сбила несколько вражеских бомбардировщиков. На капоте ее самолета была нарисована белая лилия. Отважную летчицу называли «Белой лилией Сталинграда». Она пропала без вести в августе 1943 года. И только в 1990 году был подписан указ о присвоении Лидии Литвяк звания Героя Советского Союза.

 – Каждая современная женщина, которая стремится освоить небо, – продолжает наш разговор Валентина Дрокина, – всегда помнит о летчицах Великой Отечественной. У них можно учиться силе духа, для моей души это ориентир самых высоких человеческих возможностей.

Сама Валентина впервые поднялась с инструктором в небо в 1973 году. Она училась в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, все свободное время проводила в Центральном аэроклубе в Тушине. Ее наставницей была заслуженный мастер спорта СССР Валентина Яикова. Потом работала в Казахстане, где молодая летчица-спортсменка выступала за сборную республики по самолетному спорту, там же она выполнила норматив мастера спорта СССР. Дальше была сборная страны. 

В Тверь Валентина перебралась в 1979 году, чтобы быть ближе к базе, где тренировались члены сборной. Борки в Кимрском районе воздушные спортсмены считали своим вторым домом. Это было замечательное время в ее жизни, когда зримо росло мастерство. К диплому столичного вуза добавился диплом Калужского авиационного летно-технического училища. Валентина Дрокина – единственная женщина в России, ставшая четыре раза абсолютной чемпионкой страны по высшему пилотажу. Хотя было очень непросто выигрывать старты у многоопытных мужчин. В 1985 году получила звание мастера спорта СССР международного класса, в 1999 году стала серебряным призером чемпионата Европы, через три года – заслуженным мастером спорта России по самолетному спорту. Она – заслуженный работник физической культуры РФ, судья международной категории. Валентина освоила 15 типов летательных аппаратов. Общий налет составляет 4200 часов. И выполнила 180 прыжков с парашютом. 

Этот каскад ее достижений далеко не полный, но я спешу задать летчице вопрос из ее пилотажных будней. На каких самолетах она больше всего любила летать? Ответ: «На спортивных самолетах фирмы Сухого». Хотя и самолетам Яковлева она очень благодарна.

Правда, однажды в небе Валентина была на волосок от беды. Шла подготовка к чемпионату Европы. Она только что взлетела с аэродрома на Су-31М. И вдруг на высоте 100 метров стал отказывать двигатель. Нужно было срочно разворачиваться, но высоты для захода на полосу могло не хватить. И все-таки она сумела выполнить разворот и благополучно приземлилась. Помог опыт, но еще и самообладание, которое ни в коем случае нельзя терять в таких ситуациях. Кстати, большие физические и нервные нагрузки пилоты всегда испытывают на различных авиашоу. Внизу большое скопление людей, для которых пируэты в небе – развлечение с холодком, бегущим по коже. А для летчиков это филигранная работа. Не все знают, что Валентина Дрокина много лет принимала участие в авиашоу, которые проводились в Твери в День города.

После нашей встречи она уезжала под Серпухов на Всероссийские соревнования по самолетному спорту. Достижения своих коллег будет оценивать как главный судья. И мне почему-то захотелось прочитать ей строки, которые венчают труд любого летчика:

И аэродром
Ладони свои
В прожекторном свете
Подставит нам гладко.
Пьянит долгожданным
Объятьем земли
Посадка…
Посадка…
Посадка.

На что летчица-спорт­сменка Валентина Дрокина сказала:

– Почувствовать колесами землю замечательно. Но это потом. А в небе сначала нужно выполнить все, что задумано на самой грани возможного. И выйти из штопорного вращения в положенные доли секунды… 

Татьяна МАРКОВА
Автор: Татьяна МАРКОВА
17

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию