26 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.09.2015

Николай Погорелов. Третье измерение

Фотограф: НИКОЛАЙ ПОГОРЕЛОВ

Его изображение на плоском листе производит особый оптический эффект – в глубину

Его изображение на плоском листе производит особый оптический эффект – в глубину

Фотографии Николая Погорелова обязательны, а не просто уместны для усвоения темы, к которой обращена выставка «Молись. Люби. Прощай», открытой в большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра. Со стороны события – временная выдержка поставлена на целое тысячелетие. Со стороны фотокамеры – из жизни пространства высвечивается миг. 

Таков и заданный вектор отмечаемой ныне даты христианизации Верхневолжья. Православные фотосессии Николая Погорелова словно архивные списки за многие годы и во всякие погоды, что показано видами наших знаменитых монастырей. Среди портретных работ знаково воспринимаются фото трех архиереев: митрополита Тверского и Кашинского Виктора, епископов Бежецкого и Весьегонского Филарета, Ржевского и Торопецкого Адриана. Здесь уместно вспомнить обстоятельство особого исторического свойства – исполнение деяния Поместного собора 1917 – 1918 годов об умножении епархий Русской Православной Церкви. Через без малого сто лет завещанное патриархом Тихоном состоялось при нынешнем предстоятеле, Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. Его портреты притягательны образом личности сильной, «от Бога власть имущей».

Жанрово-событийные фотографии Николая Погорелова можно связать со стилистикой передвижников. Церковь Рождества Христова, что в Рыбаках, видная лишь куполами да оплечьями кровли, вправлена внутрь длинного квартала меж «единой фасадой» и линией Вольного Новгорода. Напряжение и радость, сосредоточенность и расчет: в тесном пространстве малым числом великое дело – подъем, воздвижение колоколов на звонницу. Оно так везде, но здесь на особицу. Происходит и запечатлелась эта работа на фоне маловырази­тельного дома церковного причта, где в 1938 году перед казнью держали в неволе святого архиепископа Фаддея. Разве это не исторической глубины кадр? Теперь осыпают то место звоны – часы, перечасья и четверти...

Явно традиционен автор в панорамной съемке Новоторжского Борисо-Глебского монастыря. В ракурсе и композиции намеренное сходство с фотографией изначального мастера цветной светописи Сергея Прокудина-Горского. Те же два уровня: бытовой, с лодками и мещанскими домами близ реки, и параллельно-упорядоченный регистр длин и вертикалей архитектурного комплекса монастыря. Первая на землях Верхневолжья обитель была основана в начале XI века угрином-венгром Ефремом, конюшим Бориса и Глеба, первых русских святых, убиенных детей князя Владимира. Ефрем выбрал крутое место над Тверцой, памятуя о киевских высотах Днепра, где утвердился первый крест на Руси.

Борисо-Глебский по живости, развороту и темпам восстановительных работ может быть поставлен третьим после Ниловой пустыни и Старицкого Свято-Успенского монастыря. В этих обителях баланс архитектурного возрождения весьма близок к исполнению, что, очевидно, и повлияло на выбор именно этих объектов в афишу выставки. Конечно, есть несомненное право, в первую голову, предъявлять лучшее в «отчете о проделанной работе», но автору заметки, это не в качестве претензии, а для полноты видения, хотелось бы дополнить афишу еще одним снимком. Трагедийно-очищающей нотой врывается в состав экспозиции фотография того, что осталось сегодня от Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря XVI века, разбитого в прошлые 30-е. Почти циклопических размеров грузная оплывшая скоба соборной руины, внутри совершается молебен, ровно дюжина (можно сосчитать) предстоящих поклонному кресту на месте престола, чуть в сторонке и выше ударное красное пятно платья девочки-подростка... Да, посланные Ноем после потопа не все голубь-вороны вернулись обратно в ковчег. Но ведь был тот, кто принес в клюве масличную ветвь. Вот и сейчас, здесь и теперь – на снимке надо всем, что внизу, две птицы в небе... 

Наверняка многие бывали-видели в натуре то, что снято камерой Николая Погорелова. На выставке личный момент узнавания скоро гасится и переходит в постижение авторского взгляда, который направляет наше зрение, немножко дыхание, и мы смотрим вместе с ним в один глазок.

P.S. Репортаж с выставки читайте в ближайших номерах.

Александр ЛЕПЕХИН

Справка

Николай ПОГОРЕЛОВ
Член Общероссийской организации «Союз дизайнеров России». Фотографией профессионально занимается с 1990 года. Работал в печатных изданиях Твери, с 1996 года – участник «Творческой мастерской Людмилы Юга». Автор иллюстраций презентативных изданий о Твери и Тверской области. Активно участвует в реализации издательских проектов храмов и монастырей Тверской митрополии. Награжден патриаршей медалью РПЦ «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 г.». Участник международных и региональных выставок.
Автор: Александр ЛЕПЕХИН
412

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Конаковский район Тверской области станет постоянным местом проведения «Народной рыбалки»
Сегодня, 25 февраля, на берегу Иваньковского водохранилища в Конаковском районе состоялся IX этап Всероссийского фестиваля «Народная рыбалка». Соревнования собрали небывалое количество участников — более 5 тысяч человек. 
25.02.201715:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию