02 Декабря 2016
$63.68
67.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.09.2015

Сиюминутное и вечное

Фотограф: www.tverlife.ru

К 100-летию со дня рождения художника Сергея Осипова

К 100-летию со дня рождения художника Сергея Осипова

Центром большой округи в низовьях реки Мелечи на Бежецком Верхе с древних времен является село Поречье. Оно принадлежало дворянам Аракчеевым, и, по одной из двух версий, именно здесь родился самый знаменитый представитель этого семейства — военный министр России граф Алексей Аракчеев. 

А напротив, на другом берегу Мелечи, за ее небольшой излучиной, скромно стоит деревенька Степаньково. В ней 22 сентября 1915 года появился на свет замечательный художник Сергей Осипов. Его отец работал на стройках в Петрограде, а крестьянская семья оставалась в деревне под Бежецком, получая денежную поддержку от своего главы. Мальчик был крещен в построенном еще при Екатерине II величественном каменном Троицком храме (служба в нем недавно возобновилась). Сначала он учился в местной школе, а в 1927 году отец взял его к себе в Ленинград. Там подросток окончил семь классов и поступил учеником на завод «Электроприбор», а затем работал вместе с отцом на строительстве. Одновременно посещал вечернюю художественную школу на Таврической улице.

Друг Есенина и Мандельштама

В 17-летнем возрасте Сергей поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств, а через три года, успешно сдав экзамены, стал студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (ныне — имени И.Е. Репина). Он занимался у известных художников и педагогов Михаила Бернштейна, Генриха Павловского и Александра Осмеркина. 

В молодые годы наш земляк участвовал в выставках знаменитой группы московских живописцев «Бубновый валет», которых не без оснований именовали «русскими сезанистами». Дружил с Сергеем Есениным, Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой, Петром Кончаловским, Аристархом Лентуловым. 

Великая Отечественная война застала Осипова на дипломном курсе. Оставив учебу, он ушел добровольцем в народное ополчение. Участвовал в боях под Ленинградом и в декабре 1941 года при разминировании проходов для наступающего батальона кронштадтских моряков был тяжело ранен в районе Старого Петергофа, потерял ногу. Больше года провел в госпиталях, а в 1943 году его демобилизовали по инвалидности. Боевые заслуги нашего земляка отмечены орденом Славы III степени и медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». 

Он вернулся к занятиям в институте и в декабре 1943-го окончил его по мастерской Осмеркина, получив квалификацию художника живописи. Дипломной работой стала картина «Партизаны».

В апреле 1945-го Осипова приняли в члены Ленинградского отделения Союза советских художников, а сразу после окончания войны он начал многолетнюю педагогическую работу. С 1949 года до конца 1970-х Сергей Иванович преподавал на кафедре общей живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. 

Загадочный лиловый цвет

В послевоенное время Осипов экспонировал свои работы рядом с произведениями ведущих художников Ленинграда. Он писал пейзажи, жанровые композиции и натюрморты и много ездил по Центральной России. 

Среди всех адресов его творческих командировок особенно выделяются два. Один — древние русские города: Псков, Изборск, Старая Ладога. Второй — родная для художника тверская земля. Он приезжал и в свое Поречье, и в Старицу, и в Торжок, где писал многочисленные этюды и зарисовки, а завершал картины в своей ленинградской мастерской. В этом ритме наш земляк жил на протяжении 40 лет.

Постепенно выработался особенный и прекрасно узнаваемый осиповский стиль, который заворожил многих. На крупнейших выставках 1950-х годов демонстрировались его работы «Сбор урожая», «На Волге», «Последний снег», «Сжатое поле», «На Волхове», «Ручеек», «После дождя», «Старая Ладога», «Мостик» и другие. 

И вдруг он резко меняет и манеру письма, и композиции. Отходит от прямого воспроизведения натуры и конструи­рует и реальный пейзаж, и мотивы, которые видел и фиксировал прежде. Таковы его работы «Окраина деревни», «В Старой Ладоге», «Псков. Улица», «Крепость. Старый Изборск», «Сенокос».

Загадочный предсумеречный лиловый цвет становится у художника любимым и предпочтительным, он создает настроение и пейзажа, и зрителя. Поскольку в этих тонах даны и городские виды, и природа, появляется ощущение вне­временного бытования того и другого и определенной преемственности, культурного и бытийного наследования, когда красота, созданная предками, не утрачивает своего значения.

Бессмертные «Васильки» 

Лучшие работы художник создал в последний период своей жизни. Это его известные «Изборские откосы», «Осенняя ветка», «Натюрморт с белым кувшином», «Васильки», «Лес­ная речка», «Ранняя зелень», «Одуванчики» и другие. В Торжке написан «Дом с аркой», в котором я вижу улицу Бакунина в историческом центре города, а «Зима. Городок Старица» хорошо узнается по шатровому верху Введенской церкви Свято-Успенского монастыря. 

Моя самая любимая работа Осипова — «Осенняя ветка», пронзительный пейзаж-натюрморт, где багряно-желтая веточка в графине на окне служит первым планом и напоминает о бренности и зыбкости бытия, а бесконечная дорога, поднимающаяся на холм и уходящая за горизонт, — это символ вечности. Диалектическое сочетание сиюминутного и вечного выражено художником просто и гениально. 

Но самый известный натюрморт Осипова — «Васильки». В них он избежал перегруженности композиции, а за счет того, что полированная поверхность стола отражает изображенные предметы, добился легкости и глубины, обогатив ассоциативный подтекст картины.

Натюрморт «Васильки» впервые был показан в Ленинграде на выставке в 1980 году, а через три года художник отобрал его для своей персональной выставки живописи и графики в Москве — в выставочном зале Союза художников РСФСР на Кузнецком мосту. «Васильки» были воспроизведены в полноцветном каталоге выставки.

После смерти Осипова (он скончался 12 октября 1985 года) эта картина была показана в 1991 году на его персональной выставке в Ленинградском Союзе художников, через шесть лет – в Петербурге на выставке «Натюрморт в живописи 1950—1990 годов. Ленинградская школа» и были отнесены к числу произведений, «которые по своей глубине, драматизму и выразительности не уступали лучшим образцам портретной живописи». В 2007 году «Васильки» были представлены в числе 350 произведений ленинградских художников в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», изданной на русском и английском языках. Наконец, в 2011 году «Васильками», которые годом ранее приобрел искусствовед Сергей Иванов, любовались посетители юбилейной выставки «60 лет кафедре общей живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица». 

Произведения нашего земляка находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Италии, Великобритании, США, Австрии, Финляндии и других странах. 

Вячеслав ВОРОБЬЕВ,
профессор Государственной академии славянской культуры

Это факт 

В «Васильках» проявились присущая Осипову «тонкая игра ньюансов» и то, что, по выражению Николая Пунина, можно назвать «ленинградским ощущением живописи… с каким-то глубоко честным, глубоко чистоплотным отношением к средствам выражения».

Георгий Голенький,
Искусствовед
Автор: Георгий Голенький
53

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию