06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура25.08.2015

Так бы и не уезжал

Фотограф: АРХИВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ

Вслед за Левитаном многие мастера кисти могли так сказать о Верхневолжье

Вслед за Левитаном многие мастера кисти могли так сказать о Верхневолжье

Эту мысль художник сформулировал в письме к Антону Чехову, которому признавался: «Мне хорошо и спокойно работается здесь». Левитан, хотел он этого или нет, выразил общее мнение о тверском крае как о крае вдохновения, и вовсе не случайно в истории русского искусства за Верхневолжьем закрепилась именно такая очень лестная и, самое главное, справедливая характеристика. 

Действительно, трудно найти эпоху, в которой бы тверская земля не оказывалась в центре художественных исканий, свойственных времени. Начиная с древних лет здесь создавались произведения, вошедшие в золотой фонд отечественного изобразительного искусства. Это значение нашего региона и его роль в становлении и развитии национальной культуры стали основой большого выставочного проекта Тверской областной картинной галереи «Художники тверского края». Развернувшаяся в залах музея в бизнес-центре «Донской» экспозиция, по сути, является хорошей возможностью увидеть развитие всего русского искусства.

После окончания реставрационных работ в Императорском дворце, куда вернется галерея, такая выставка весьма актуальна в контексте подготовки постоянной экспозиции музея. В свое время, еще во дворце, были показаны коллекции западноевропейских и славянских полотен, что стало, по сути, первой ревизией фондов, по результатам которой определялись опорные пункты будущего состава экспозиции. Эти части музейной коллекции до того не показывались очень долго, так что они открывались заново и зрителями, и специалистами. Отечественный сегмент собрания был более знаком, но настала пора и произведения наших художников пересмотреть перед их крупномасштабным показом во дворце.

История тверской земли, неповторимая красота природных ландшафтов, замечательные архитектурные ансамбли и памятники старины на протяжении столетий привлекали лучших представителей культуры и искусства России. Тверской край служил источником вдохновения для художников, работавших в разных жанрах и направлениях изобразительного искусства. Эти слова, каждый раз произносимые, когда разговор заходит о Верхневолжье, в контексте экспозиции в БЦ «Донской» приобретают особый смысл. Уже только потому, что две сотни экспонатов, которые разместились на стенах и в витринах, лучше всяких речей демонстрируют теснейшие связи русских художников разных эпох с нашим краем, а кроме того, свидетельствуют о собственной художественной традиции. Ее существование для неофитов не столь очевидно, как, например, существование московской школы. Но тем ярче открытие. Оно ждет посетителя уже в первой части экспозиции, посвященной иконописи. Здесь представлены иконы деисусного чина церкви Успения Богоматери, тверская резьба, скульптурный образ преподобного Нила Столобенского работы осташковских мастеров XIX века, уникальные иконы XVII–XIX столетий с ликами тверских святых.

Век восемнадцатый, когда искусство стало приобретать светский характер, также имеет заметный тверской акцент. Знаменитый Боровиковский может быть камертоном, определяющим общие направления поисков многих художников, обратившихся к человеку и сделавших его главным и любимым предметом изображения. О жизни Петра Семеновича Дрождина сведений сохранилось довольно мало. Биографы, например, не пришли к однозначному ответу относительно даты его рождения – мастер появился на свет то ли в 1745-м, то ли в 1749-м. Две из трех имеющихся в нашем собрании работы художника – «Портрет купчихи в кокошнике» и «Портрет тверитянина» – соседствуют в экспозиции с произведениями Ермолая Комяженкова и представителей художнических династий Колокольниковых и Верзиных из Осташкова, который в течение нескольких столетий был одним из самых заметных художественных центров провинциальной России.

В дальнейшем тверской след в искусстве становится заметнее. Алексей Венецианов и мастера его школы – Алексей Тыранов, Григорий Сорока, Никифор Крылов, Исаак Бродский, Архип Куинджи, Николай Рерих, Илья Репин – все это художники первого ряда, которые определяли магистральные пути направления русской живописи. Только присутствие в тверской экспозиции Репина, при поддержке которого в Вышневолоцком районе была основана Академическая дача, делает ее вовлеченной в общерусский художественный контекст. Портрет писателя Леонида Андреева его кисти – это еще одна жемчужина. Другая – карандашный рисунок «Голова девушки», созданный пятнадцатилетним художником. Среди других столпов русской живописи, в творчестве которых много места занимает тверской край, – уже упомянутый Левитан. По большому счету, он едва ли не первый из русских художников, кто показал потенциал и Старицкого уезда, где он работал в Затишье, и особенно – вышневолоцкой и удомельской земли. Про пейзаж «Лесистый берег» Чехов высказался определенно: «В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать...»

Уже после Левитана сюда устремятся его коллеги. Были среди них и Витольд Бялыницкий-Бируля, построивший на берегу озера Удомля свою дачу «Чайка», и Александр Моравов, и Константин Коровин, в 1917 году написавший картину «Вечер». В ней он создает удивительную атмосферу тихого вечера в кругу друзей, в которой помимо игры света и тени ощущаются особая задушевность, нежность и мелодичность всего, что как будто бы на сцене разворачивается перед зрителем. Валентин Серов, Иван Ефимов, Иван Билибин – это еще одна страница и выставки, и истории, на которой в экспозиции сделан особый акцент: эти художники напрямую связаны с судьбой усадьбы Домотканово. Нельзя представить развитие декоративного искусства без произведений, созданных на заводе Ауэрбаха-Кузнецова, располагавшемся в Корчевском уезде, а также изделий из цветного и накладного стекла, выполненных на Ключинском стекольном заводе купцов Болотиных в Вышневолоцком уезде.

Так выстраивается стройная линия художественного развития не только тверского края, но и всей страны вплоть до начала ХХ столетия, и уже по этой причине региональный компонент вполне может быть взят за основу экспозиции русского искусства в Императорском дворце.

Евгений ПЕТРЕНКО
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
28

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию