05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура06.05.2010

Алексей Венецианов на Вышневолоцкой земле

Краеведческий очерк к 230-летию со дня рождения академика живописи

Краеведческий очерк к 230-летию со дня рождения академика живописи

В 1815 году среди вышневолоцких помещиков появился академик живописи Алексей Гаврилович Венецианов.
Небольшое именьице, купленное им на имя жены, состояло из деревень Трониха и Сафонково, «земли было 57 десятин, дворовых и крепостных мужского пола 33 крестьянина». Пока в Сафонкове строился новый дом, Венецианов с семьей жил в Тронихе. Здесь в 1818 г. родилась его младшая дочь Фелицата, крёстной матерью которой стала соседка по имению Любовь Алексеевна Стромилова. Сельцо Трониха находилось в смежном владении нескольких помещиков: Мачихиных, Морковниковых, Притуповых. С некоторыми из них возникали земельные споры. Венецианов жаловался друзьям:

«Не знаю, что делать с Притуповым, опять землемера не допустил и опять уже на седьмой год огородную землю у крестьян моих своею капустою засадил». Таким образом, Венецианов с первых дней вынужден был общаться с соседями и с каждым годом круг его знакомых становился всё шире.

Со временем он построил в Сафонкове двухэтажный деревянный дом с балконом и мастерской, осушил заболоченные земли, развёл коров, лошадей, овец. Устроил в своей усадьбе школу для крестьянских мальчиков и больничку, где, по словам дочери Александры, лечил травами, которые специально сеяли в саду и собирали в лугах.
Конечно, среди вышневолоцких помещиков Алексей Гаврилович занимал особое положение. Многие вначале видели в нём равного себе мелкопоместного помещика и вышедшего в отставку титулярного советника. По скромности своей Венецианов никогда не вспоминал о пожалованном ему «звании живописца его императорского величества» и ордене Владимира IV степени. Многие принимали за чудачество созданную им школу для крестьянских детей и то, что он в своём имении обучал живописи крестьянских и мещанских парней, хлопотал об освобождении из крепостной зависимости, возил их в Петербург. Однако со временем многие соседи не гнушались заказать портреты своей родни венециановскому ученику. А что уж говорить о самом академике! Его приглашали в гости. За разговорами «про дождь, про лён, про скотный двор» из-под кисти Венецианова появлялись портреты помещицы Марии Никифоровны Стромиловой, ближайшего соседа Петра Ивановича Милюкова, княгини Веры Степановны Путятиной и её младших братьев Арсения и Платона.

На карте Вышневолоцкого уезда можно отметить немало селений, где побывал Венецианов. Есть предположение, что владелец имения Ивановское-Овсеево (теперь Голубые озёра) Иван Терентьевич Сназин приглашал Венецианова с учениками расписывать вновь построенную церковь во имя Иоанна Предтечи (разрушена в 1935 году). Известно, что художник присутствовал на освящении этой церкви в 1822 году. Среди многочисленных соседей Венецианова наибольшим его расположением пользовались семьи Милюковых, Стромиловых и Путятиных, состоявшие в родственных отношениях. Он и его дочери неоднократно бывали в Костовском, которое принадлежало Степану Васильевичу Путятину, женатому на Любови Ивановне Милюковой, в Поженках и Новых Маковищах – владениях Милюковых на реках Кезе и Волчине. С Милюковыми Венецианов был знаком ещё задолго до покупки имения в Вышневолоцком уезде. Глава большой семьи (5 сыновей и 8 дочерей), Пётр Иванович Милюков владел многими угодьями. В Москве ему принадлежал дом на Садовой, находившийся неподалёку от скромных владений отца художника Гаврилы Венецианова, имел он собственные дома в Твери и Петербурге. В Вышневолоцком уезде Милюковым принадлежали 24 деревни и более тысячи душ. Характером суровый и жестокий Петр Иванович держал своих крестьян в строгости, поблажек не давал, выжимал из них всё, что можно, и сверх того. О своём невыносимом положении милюковские крестьяне жаловались и тверскому губернатору, и «всемилостивейшей государыне Елизавете Петровне». Родовое имение П.И.Милюкова – Поддубье – располагалось близ озера Молдино. На полуострове этого озера находилась усадьба Островки, в которой хозяйствовал его старший сын Николай Петрович, статский советник, служивший в Петербурге по Межевому ведомству. В столице между высокопоставленным чиновником Милюковым и художником Венециановым стояла сословная преграда, которую стирали добрососедские отношения в деревне. Венецианов и его дочери довольно часто бывали у Николая Петровича в Островках, где их всегда радушно принимали любезный хозяин и его супруга, милейшая Аграфена Тихоновна. Именно в Островках Милюков познакомил Венецианова со своим крепостным художником Григорием Сорокой, одним из последних и самых талантливых его учеников.

Для покупки лошадей Венецианов часто ездил на ярмарку в Николо-Теребени, где при монастыре находился конный завод. По дороге останавливался на ночлег в доме помещика Василия Ивановича Енгалычева в селе Лощемля. Князь Енгалычев принадлежал к древ-нему, но обедневшему роду. Он мог заинтересовать художника уникальным альбомом, рисунки в котором были сделаны Тимофеем Ивановичем Енгалычевым. Начатый в 1781 и законченный в 1801 го-ду альбом содержал более 140 зарисовок на тему военного, помещичьего и крестьянского быта. Главным героем всех сцен был сам автор рисунков. Он изобразил себя трубящим в охотничий рог, скачущим верхом на лошади по лесной тропе, дрессировщиком охотничьих собак, мушкетёром на часах, а также пирующим с друзьями у винной бочки. Многие рисунки были похожи на лубочные картинки, но в целом они раскрывали подлинный мир провинциального помещика. Для Венецианова, издававшего когда-то «Журнал карикатур», эти рисунки, по всей вероятности, представляли большой интерес. Возвращаясь из дальних поездок, Венецианов иногда останавливался на ночлег в гостеприимном доме врача Ауербаха в Молдине, о котором говорил: «Такие люди в нашем краю много пользы приносят своей дельностью, знанием и вкусом. Домом своим они указывают, как можно без коридора обойтись». По словам дочери Александры, именно в Молдине Венецианову приснился пророческий сон. Примерно за год до кончины художник взялся выполнить заказ на написание иконостаса для вновь построенной церкви в Твери. Церковь ставилась во имя святого угодника Макария Калязинского, и Венецианов искал иконы с его изображением. Не найдя ничего в округе, он решил съездить в Калязин, чтобы посоветоваться с настоятелем монастыря. Однако и в монастыре не нашлось «настоящего снимка» святого Макария. Возвращаясь из Калязина, Венецианов заночевал в Молдине.

Во сне ему явился старец, посоветовавший написать святого Макария с верного списка на иконе, которая хранится у князя Енгалычева в Лощемле. Послали в Лощемлю за иконой и к изумлению художника и его дочери привезли икону, изображавшую святого старца в схиме, во весь рост. «Непонятный страх объял всё моё существо в какое-то тайное ожидание будущего», – вспоминала дочь художника. Ведь вторая половина сна предвещала скорую смерть её батюшке. Вскоре сбылось и это предсказание. Четвёртого декабря 1847 г. Венецианов выехал на своих лошадях в Тверь. Спускаясь с горы у имения Милюковых Поддубье, лошади понесли – седок разбился. Осиротевшие дочери и многочисленные соседи проводили художника в последний путь, похоронив Алексея Гавриловича Венецианова на Дубровском погосте, неподалеку от любимого Сафонкова.

Автор: Екатерина НОВОЖИЛОВА, научный сотрудник Вышневолоцкого филиала Тверского государственного музея «Земля Вышневолоцкая»
95

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию