22 Февраля 2017
$57.86
61.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись04.08.2015

Опасно бежать впереди паровоза

Елизавета Говорова пять лет провела в исправительно-трудовой колонии за то, что раньше времени назвала Пикассо гением

Елизавета Говорова пять лет провела в исправительно-трудовой колонии за то, 
что раньше времени назвала Пикассо гением

На левом берегу реки Кавы, недалеко от ее впадения в Тверцу, стоит небольшая деревня Палагино. В середине XIX века имение принадлежало генерал-майору Ивану Дамичу, который юным прапорщиком участвовал в Отечественной войне 1812 года, а впоследствии получил орден Святого Георгия 4-го класса. 

После крестьянской реформы поместье было продано поляку Антону Пржецлавскому. 8 июля 1890 года у него родилась дочь Елизавета. Она с детства полюбила сельские пейзажи, серебристую речку, окрестные боры, широкие луга с разнотравьем и много десятилетий спустя продолжала рисовать с натуры природу.

Девушка училась в Петербурге: сначала в школе Общества поощрения художеств у известного педагога и живописца Яна Ционглинского, а затем в студии «Новая художественная мастерская» у Мстислава Добужинского, одновременно посещая Институт истории искусств. 

С 1919 года она начала участвовать в выставках, стала членом Союза художников. В 1920-е работала художником-композитором на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова, а в дальнейшем – художником-декоратором в театре Сергея Радлова. 

Елизавета Антоновна много писала в Ленинграде и на Карельском перешейке, и от того периода сохранились прекрасные работы: «Закат», «Весна», «Сторожевая башня», «Марьино. Вид из парка», «Михайловский павильон»,  «Песчаные склоны. Токсово» и другие.

Художницу арестовали 22 октября 1949 года по обвинению в космополитизме: она читала лекции по истории искусств и комплиментарно отозвалась о Пикассо, который тогда еще не нарисовал «голубя мира». Говорова отбывала наказание в исправительно-трудовой колонии в Кемеровской области. Освободили нашу землячку по болезни осенью 1954-го.

В 1956 году она переехала в Алма-Ату, где создала ряд произведений, блестяще воплотивших в себе и классические традиции, и черты современного искусства. Елизавета Антоновна работала преимущественно в станковой графике, показав себя ярким разносторонним пейзажистом. Исполненные пером, тушью, сангиной, свинцовым карандашом, эти работы отличаются чеканной формой, гибкостью и пластичностью линии и штриха. Елизавете Антоновне было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Казахстана.

Она умерла в 1974 году. Тверитяне вправе гордиться этой незаурядной личностью.

Сведений о ней сохранилось немного, поэтому особый интерес представляют воспоминания алма-атинского прозаика Дины Курмангалиевой: 

Птицы без песен жить не могут

...Она родилась и выросла в небогатой дворянской семье. То ли дед, то ли отец спустил солидное состояние в карты. Жизненный путь девочки довольно рано предопределили способности к рисованию. А детство, проведенное в тверском поместье, дало своеобразное направление – ее занимали цветы, травы и животные. Переезд в Петербург, поездки в Европу, знакомство с мировыми шедеврами, учеба в мастерской Николая Рериха, а затем у Добужинского сформировали взгляды и вкус юной художницы. А дружба с такими же молодыми талантами, среди которых были Сергей Калмыков, Максимилиан Волошин и многие другие, была отличной питательной средой. Вся эта веселая, немного богемная жизнь с увлечением поэзией, театром и мистикой не мешала работе и серьезному изучению истории искусств в институте. Удачный брак с блес­тящим молодым адвокатом, поездки в Крым в поместье его семьи, а также к Максу Волошину в Коктебель закончились с приходом революции и Гражданской войны. 

Из голодающего и стреляющего Петербурга муж вывез беременную жену в Симферополь, где занялся частной практикой. Но революция и война докатились и до Крыма, причем в самой уродливой форме. Голод, эпидемии, мародерство и бесчинства воюющих сторон, бесконечный переход власти закончились для семьи трагедией. Умер от тифа любимый муж. Как она выжила с маленькой дочкой на руках в те тяжелые годы, остается только догадываться. Какое-то время после трагедии она прожила в Коктебеле у Макса Волошина, с которым очень дружила. В конце двадцатых годов вернулась в Ленинград. До Второй мировой войны много работала: на фарфоровом заводе, расписывала ткани, читала лекции по истории искусства и серьезно занималась графикой.

Во время блокады ее с третьей степенью дистрофии вывезла в эвакуацию дочь, которую мы все любовно называли Симочкой. Ей в те годы было лет 20, и, судя по пожелтевшим фотографиям, она была большеглазой стройной красавицей с роскошной косой. 

После войны Елизавета Антоновна преподавала в каком-то ленинградском художественном училище, активно участвовала в реставрации памятников, создала серию гравюр «Дворцы и парки Петербурга», пока кто-то из ее учеников не донес, что на одном из занятий она назвала Пикассо гением, а одного из превозносимых тогдашних советских художников – просто фотографом. За этим последовал арест, два года в одиночке, где Говорова чуть не сошла с ума, а затем длительный срок в легендарном сибирском лагере. Именно в этом лагере начальнику удалось собрать потрясающий творческий коллектив с несколькими лауреатами Сталинской премии. Знаменитая фраза Нины Руслановой «Птицы в клетке не поют» прозвучала как раз в нем. Однако «птицы пели», так как не могли иначе: Татьяна Гнедич, с которой они подружились, переводила «Дон Жуана» Байрона, Елизавета Антоновна писала картины и декорации к спектаклям, которые там ставились. Каким образом осенью 1951 года беременная Симочка за пару месяцев до рождения Натки сумела туда добраться и добиться свидания с матерью? Парадоксы сталинского времени. После досрочного освобождения по болезни в 1954 году Елизавета Антоновна поселилась в Алма-Ате, где после эвакуации осталась работать ее племянница Мария Изергина – пианистка и певица и куда после ареста матери по совету следователя сбежала жить Симочка. Ко времени моего знакомства с ней это была сутулая худенькая старушка, которую можно было увидеть в нарядной шелковой блузке с кружевным жабо на выставках в художественной галерее с подругами. Подруги были ей под стать, почему-то сейчас все они мне кажутся похожими на Анну Ахматову – орлиными носами, птичьими нарядами и какими-то удивительными спинами – сутулыми и несгибаемыми одновременно.
Живописные подружки, прогуливаясь, что-то щебетали по-французски, согласно кивая друг другу седыми головами со старомодными буклями. Сейчас можно только локти кусать, что мы были малолетними дурочками и не могли почерпнуть из этого кладезя знаний… Вообще-то Елизавета Антоновна была потрясающим художником-графиком. Но я помню ее также совсем другую – усталую от работы и рассеянно бродящую по маленьким, заставленным впритык комнатушкам коммуналки в заляпанном краской и пропахшем скипидаром халате…

Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры

Это факт

К 100-летию Ленина все художники должны были создать шедевры патриотизма. Говорова изобразила скамейку под деревьями и тропинку, уходящую вдаль. На вопрос комиссии, какое отношение к вождю имеет этот пейзаж, она возмутилась: «Вы что, не узнали скамейку, на которой любили отдыхать Ленин и Крупская в Горках после прогулки?» Раздался хохот, и от строптивой художницы отстали…»

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
50

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

По программе «Доступная среда» в тверском регионе адаптируют 33 объекта
Тверская область должна быть комфортной как для здоровых граждан, так и для тех, у кого есть физические ограничения. Очень важно адаптировать учреждения региона в максимально короткие сроки, привести их к российским и международным стандартам качества. 
21.02.201722:54
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию