19 Января 2017
$59.18
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура03.08.2015

Такого дворца мы еще не видели

Фотограф: АЛЕКСАНДР СОЛОДКОВ

Завершилась реставрация самого знаменитого здания Твери

Завершилась реставрация самого знаменитого здания Твери

Такое бывает нечасто: мы ждали чуда и увидели его.

Первую экскурсию по возрожденному Тверскому императорскому дворцу для журналистов провели Людмила Голубева, представлявшая группу компаний «Интарсия» – генерального подрядчика проекта реставрации, и Татьяна Куюкина, директор Тверской картинной галереи.

Впрочем, первый «ах» раздался еще до ее начала, когда мы увидели скрытый за забором фасад дворца. Он сиял таким великолепием, как будто и не было никогда осыпавшейся от глубоких трещин штукатурки, пятен на стенах и всего того, что вызывало печальный вздох у каждого, кто приходил полюбоваться главным архитектурным шедевром Твери. Полюбоваться внешней отделкой декора мы не успели, но восстановленный имперский двуглавый орел над главным входом не заметить было нельзя.

Прежде всего нам посоветовали «забыть» про то, что дворец долгие годы именовался Путевым. По словам Татьяны Куюкиной, это имя закрепилось за дворцом только в советские времена, поскольку «тверским» называть его в потерявшем свое имя городе было неловко, а «императорским» было нельзя по идеологическим соображениям. Теперь же полное и правильное историческое имя дворца только такое: Тверской императорский. И внешний, и внутренний вид его в полной мере соответствует именно такому титулованию.

В чем мы и убедились очень скоро, когда нам пришлось подавлять все «ахи», поскольку надо было успевать слушать и смотреть. А вооруженные фото- и телекамерами коллеги снимали увиденное почти беспрерывно.

Парадный вестибюль (или парадные сени, как именовались они во времена Екатерины Великой) тоже узнавался с трудом. К четырем знакомым по прежним временам гранитным колоннам (разумеется, отреставрированным) прибавились еще две, заменившие прежние металлические. Пол украсился настоящей метлахской плиткой, аналогичной исторической. 

Надо отметить, что основная реставрационная идея сводилась к тому, чтобы восстановить здание дворца в том виде, какой он приобрел почти полтора столетия назад после частичной его перестройки архитектором Александром Резановым, очень внимательно отнесшимся к творческому наследию своих великих предшественников – Петра Никитина и Карла Росси. 

Ныне даже старшее поколение помнит дворец таким, каким он стал в послевоенные годы. Само его восстановление, начатое в разгар Великой Отечественной войны, казалось чудом. Но суровость тех времен не могла не сказаться на уровне реставрации, да и назначение здания поначалу было не музейным – здесь располагался облисполком.

Потому и не было в нем той парадной лестницы, украшенной итальянской живописью, большим зеркалом и замечательным световым фонарем на потолке, на которую особое наше внимание просила обратить Татьяна Куюкина. Просьба, впрочем, была излишней: на этой лестнице мы сразу поняли, что блеск Российской империи теперь доступен нам без поездок на «Сапсане». Вот и императорская моно­грамма перед глазами.

Решительным образом изменился и парадный зал. Во-первых, он перестал быть розовым, поскольку и не был таковым в «резановском» виде. Во-вторых, стенам вернули искусственный мрамор, который использовал еще Карл Росси. Больше стали зеркала. И другим, конечно, должен стать вид на дворцовый сад, который сейчас тоже реставрируется. Кстати говоря, вписанность дворца в окружающее пространство составляла одну из главных забот авторов проекта и, конечно же, пользователей в лице Тверской картинной галереи. Понятно, что и сам дворец становится важнейшим организующим центром этого пространства.

А Гербового зала в знакомом нам дворце вовсе не было. Теперь он воссоздан в историческом интерьере – со стенами и потолком, расписанными под дуб, с гербами 16 уездных городов Тверской губернии, с двумя роскошными изразцовыми печами и бронзовыми люстрами.

Наиболее драматичная история произошла с восточной башней, которая при обследовании обнаружила аварийное состояние. А проще говоря, готова была рухнуть и рухнула бы, задержись восстановительные работы еще на год-другой. Пришлось устанавливать новые металлические стяжки и крепи, вручную перекладывать своды, укреплять стены и даже пересаживать башню на новые сваи, поскольку прежний фундамент ушел в землю.

Тем не менее, несмотря на столь неприятный сюрприз, все работы по реставрации дворца были проведены в договорные сроки, при достаточно высоком качестве и без превышения оговоренной стоимости работ, которая составила 2,8 миллиарда рублей.

Но как ни важны все эти показатели, хочется сказать о том, что представляется самым важным тем, кто проводил эти работы, и тем, кто больше всех переживал за их ход. Наши экскурсоводы буквально в каждом зале почти в один голос говорили об испытанной ими радости истинно творческого труда, обретшего столь видимый и осязаемый результат. У Людмилы Голубевой в какой-то момент даже голос дрогнул. Как мы поняли, не потому только, что три года ее жизни ушло на эту работу, но более потому, что в эти счастливые и трудные годы сложилось творческое взаимодействие родственных по своей преданности истории и культуре душ многих и многих людей. И такое родство дорогого стоит. Напомним, реставрация Тверского императорского дворца в мае текущего года получила высокую оценку представителей Всемирного банка. Тогда руководитель проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» Николя Перрен отметил высокий уровень работ и поблагодарил Министерство культуры РФ за то, что для реализации была выбрана именно Тверская область. Губернатор Андрей Шевелев подчеркнул: за это время представители миссии Всемирного банка стали для Тверской области не только партнерами, но и единомышленниками в деле возрождения объектов культурного наследия Верхневолжья. Глава региона назвал этот проект ключевым как с точки зрения восстановления главной жемчужины Верхневолжья, так и с точки зрения сотрудничества с профессионалами реконструкции и строительства.

Конечно, говорить о том, когда не только журналисты, но и все жители и гости Твери смогут увидеть Тверской императорский дворец во всем его блеске, пока рано. Окончательный блеск ему должна придать экспозиция картинной галереи, развернуть которую дело совсем не простое. Экспозиционные площади теперь выросли несравнимо с дореставрационным временем. Галерея только теперь получает возможность раскрыть все богатство своих фондов. Не только любители искусства, но и сами сотрудники галереи не видели всего, что в них хранится. Кроме разработки новой по сути экспозиции немало времени займет и реставрация дворцовой мебели. Пока нам обещают, что на все это потребуется год. Что ж, это не очень большой срок. Как раз успеем подготовить наше молодое поколение к встрече с прекрасным настоящим Тверским императорским дворцом.

Сергей ГЛУШКОВ
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
46

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию