24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура27.07.2015

От геометрии к образу

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ

шел в своем творчестве Константин Карпинский

шел в своем творчестве Константин Карпинский

Экспозиция «Храмовое искусство», развернувшаяся в лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра, подводит итог более чем 20-летней работы мастера, который прошел путь от резчика бытовых изделий до создателя икон из дерева.

Константин Карпинский, профессио­нальный дизайнер, начинал с геометрической резьбы, что связано прежде всего с определенной простотой и доступностью этой технологии. Клинорезные выемки, например, на шкатулке, повторяющиеся в определенной последовательности, образуют узоры, которые художник волен складывать в самых разнообразных комбинациях и вариантах. На следующем этапе Константин Карпинский обратился к плоскорельефной резьбе, отличающейся тем, что фон находится на уровне рисунка, а потом и к архитектурно-скульптурной резьбе религиозно-культового назначения. Особую роль в профессио­нальном становлении художника сыграл иконописец Ярославской иконописной мастерской Николай Сорокин, который научил своего ученика соблюдать необходимые каноны, при этом сохранять авторские достоинства произведений.

Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии. Их распространению немало способствовало и то, что русские мастера имели большой опыт работы с деревом, и перейти от бытовых вещей к более совершенным с художественной точки зрения образам не составило особого труда. Популярность их, с одной стороны, объясняется тем, что наши иконы были существенно дешевле, чем писаные византийские аналоги, а с другой – лики отражают тепло не только самого материала, но и человека, его обработавшего. Так культовая резьба органично вошла в русскую жизнь.

Константин Карпинский продолжает старинную традицию, причем в произведениях, созданных его резцом, чувствуется и глубокое знание, и понимание ее, знакомство с религиозными изобразительными канонами и точное им следование. Это не раз отмечалось на прежних выставках, на которых экспонировались работы мастера, как в России, так и за рубежом. Они получили высокую оценку и священнослужителей, и искусствоведов, отмечающих точность в изображении библейских сюжетов и святых. Нынешняя экспозиция имеет камерный характер, но, кажется, именно такая атмосфера только и нужна при показе этих работ. В основном небольшого формата, они притягивают взгляд филигранным искусством исполнения, техникой и самим отношением автора и к материалу, и к тематике. 

Сразу же бросается в глаза икона «Святой великомученик Федор Стратилат в житии». К ней хочется сразу же подойти и рассмотреть самые мелкие детали. В среднике – сюжет об умерщвлении святым змия, а в клеймах – фрагменты его жития. Из него, в частности, известно, что одним из пыточных орудий, примененных к великомученику, отказавшемуся поклониться идолам, были железные прутья, которыми истязали его тело, распластав по земле.

Священная история явлена на выставке в дереве, из которого выполнены объемные образы Георгия Победоносца, святого великомученика Пантелеймона, преподобного Сергия Радонежского, Святителя Николая Мерликийского. Из дерева же художник делает книги, на одной «странице» которой располагает изображение святого, а на другой – молитву. Так, книга с иконой «Спас Вседержитель» сопровождается таким текстом: «Архангеле Божии, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа…». 

Константин Карпинский таким образом соединяет две традиции: книга наравне с иконой в православной культуре занимает важнейшее место. В контексте выставки эти экспонаты говорят о широте художественных поисков автора, который предпочтение однако отдает именно иконе. Особое внимание он уделяет образам Божией Матери. В лекционном зале собраны едва ли не все известные ее изображения – Иверская, Почаевская, Казанская, Всецарица, Владимирская, Троеручица с предстоящими святыми Зосимой и Савватием, Гребневская, «Не рыдай Мене, Мати», «Неупиваемая чаша», «Умиление»…

На сегодняшний день Константином Карпинским выполнено более 200 произведений из дерева, имеющих православную направленность. Наиболее знаковым и значимым сам автор считает резной сборный иконостас, изготовленный по просьбе Свято-Данилова монастыря и установленный теперь в одной из часовен Завидовского заповедника.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
58

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Пожар в Детской областной клинической больнице в Твери обошелся без жертв
Возгорание произошло в первом часу ночи, 24 февраля. Огнем занялась кровля детской областной больницы, что на улице Степана Разина в столице Верхневолжья. Слава Богу, никто из детей и персонала не пострадал.
24.02.201713:34
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию