09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура27.07.2015

Возвращение поэта

Фотограф: ДОМ-МУЗЕЙ С.Д. ДРОЖЖИНА

Изданы первые два тома собрания сочинений

Изданы первые два тома собрания сочинений Спиридона Дрожжина

«Моя муза родилась в крестьянской избе, // Ни читать, ни писать не умела, // Только сердце простое имела // И, мой славный народ, о тебе // Много искренних песен пропела» – так манифестировал глубинные истоки своего творческого дара наш выдающийся земляк, крестьянский поэт-самоучка Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848–1930).

Свой жизненный путь, изобилующий больше терниями, он детально описал в нескольких вариантах автобиографии; о поэте рассказывает и всегда гостеприимный Дом-музей в поселке Новозавидовский Конаковского района. Литературному наследию Дрожжина повезло гораздо меньше: по сути, оно – в истинном объеме и значимости – до нынешнего дня не было доступно широкому читателю. Дореволюционные сборники поэта – библиографическая редкость, а те, что издавались после 1917 года, были куцыми, содержали практически идентичный корпус однотипных стихотворений крестьянской тематики и потому не могли дать полного представления о его многогранном творчестве. Добавим сюда и советскую цензуру, которая поставила жесткий заслон произведениям Дрожжина христианской и антибольшевистской направленности, психологической и любовной лирике, а в ряде «дозволенных» стихотворений отрезала целые строфы, заменяла строки и отдельные слова, не укладывающиеся в идеологические стереотипы. В конце жизни поэт подготовил к печати собрание своих сочинений в 4 томах, которое, к сожалению, обрело последний приют в архиве.

Сегодня поэзия Спиридона Дрожжина по-настоящему вернулась в русскую литературу. Вышли в свет два тома из трехтомного собрания его сочинений: в первом опубликованы стихотворения 1867–1894 годов, во втором – стихотворения 1895–1929 годов и поэмы. Третий том составит автобиографическая проза.

Выпуск этого собрания – результат кропотливой исследовательской и поисковой работы доктора филологических наук, профессора Михаила Строганова, кандидата филологических наук Евгения Петренко и директора дрожжинского Дома-музея Елены Павловой. Само же издание подготовлено и осуществлено при поддержке РГНФ и Правительства Тверской области, а также администрации Вахонинского сельского поселения Конаковского района и Валентина Морева, внука поэта. Денежные средства выделило в рамках историко-культурной и просветительской части проекта комплексного развития территории «Малое Завидово» ОАО «Голутвинская слобода». Всем миром, по-русски сделано благое, нужное дело…

Первый том открывается обстоятельной вступительной статьей Елены Павловой и Михаила Строганова «Народный поэт». Содержательно она складывается из емкого рассказа о драматичной и трудной жизни Дрожжина, круге его знакомств, истории Дома-музея и литературоведческого анализа тех аспектов его творчества, которые ранее не затрагивались или находились на периферии внимания специалистов. Главное в ней – определение подлинной сущности понятия «народный поэт» по отношению к Дрожжину, ведь именно так его постоянно называли. Авторы статьи не только справедливо полагают, но и доказывают (в частности, путем сопоставления произведений Некрасова и Дрожжина), что наш земляк прежде всего – «поэт – носитель народных воззрений на жизнь», и в этом смысле он в противовес интеллигентской точке зрения самодостаточен, «ведь за ним – многовековые толщи народной поэзии».

Посмертные издания лирики Дрожжина всегда вызывали трудности, так как он нередко правил отдельные стихи спустя десятилетия, и не один раз. Кроме того, в сборниках 1920-х годов господствовало редакторское своеволие, и поэт своей рукой восстанавливал истинный текст в уже вышедшей книге. Составители данного собрания сочинений пошли по пути, на наш взгляд, продуктивному и оправданному: они отобрали те стихотворения Дрожжина, которые входили в его сборники, но одновременно поместили в книгах и некоторую часть ранее не публиковавшихся произведений, расположив их все в строгой хронологической последовательности (разделами по годам создания). Последнее важно, поскольку дает объективное представление о творческой и мировоззренческой эволюции поэта-крестьянина.

Второй том также отличается интересными особенностями. Читатель наконец получил возможность познакомиться со стихотворениями Дрожжина, в которых он обличает антиправославную и антикрестьянскую сущность Октября 1917-го, а именно: «Из песен военного времени», «Царь Голод», «В голодный год», «Молчит озлобленный мой ум…», «Старому другу». Здесь же – раздел «Стихотворения неизвестных годов», а также приложение с фундаментальной статьей авторитетного тверского музыковеда Нины Дроздецкой «С.Д. Дрожжин в музыке» и нотными записями песен композитора Федора Лашека на его стихи.

Если же говорить о содержании обоих томов в целом, то лирика Дрожжина предстала в них во всем самобытном разнообразии: поэту были доступны едва ли не все ее жанры, в том числе «высокие», которые он умело демократизировал, находя источники красоты и тонких переживаний в самой жизни народа. Помимо стихотворных рассказов и очерков, бытовых и пейзажных зарисовок, она привлекательна изящными лирическими медитациями, молитвами, элегиями, миниатюрами, легендами и особой эстетической моделью крестьянского мироотражения – жанром песни. А образная индивидуальность дрожжинских стихотворений кроется во взаимопроникновении фольклорной и литературной поэтики, в стремлении к собственной метафорике, реалистической конкретике, психологически нагруженной детальности, оригинальности строфики, ритмики и схем рифмовки.

Великолепен и полиграфически совершенен иллюстративный ряд: многочисленные уникальные фото самого Дрожжина – индивидуальные и групповые (семейные и с друзьями), автографов его стихотворений, интерьера избы поэта в Низовке и самой родной деревни, ныне погребенной под водами Московского моря, не просто дополняют книги, а обладают самостоятельной историко-культурной ценностью.

Оба тома сопровождаются примечаниями. Помимо справочной функции, изначально им свойственной, они содержат немало ценной познавательной информации о местах первых публикаций и вариантах многих произведений, краткие сведения о лицах, которым посвящены или адресованы конкретные стихотворения. Все это, конечно же, обогащает наши знания о личности, мыслях и взглядах Спиридона Дрожжина, позволяет заглянуть в его творческую лабораторию.

Имеющиеся погрешности, в том числе и кое-где встречающиеся опечатки, никоим образом не бросают тень на сам факт издания наследия Дрожжина впервые в столь большом объеме. Вчитываясь в его по-прежнему живые, идущие от сердца строки, вновь и вновь убеждаешься в том, что творчество нашего народного поэта не потускневший экспонат из запас­ников литературного музея, а цветущая ветвь на мощном древе русского Слова.

Александр БОЙНИКОВ, кандидат филологических наук, доцент ТвГУ

Автор: Александр БОЙНИКОВ
44

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию