23 Августа 2017
$59.04
69.59
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 23.07.2015

В тени авангарда

Фотограф: АЛЕКСАНДР СОЛОДКОВ

В мемориально-художественном музее Владимира Серова в Эммаусе открылась выставка Савелия Шлейфера, художника трагической судьбы и удивительного дарования

В мемориально-художественном музее Владимира Серова в Эммаусе открылась выставка Савелия Шлейфера, художника трагической судьбы и удивительного дарования

В экспозицию вошли его работы разных лет. Есть среди них просто уникальные, созданные в концлагере и чудом избежавшие уничтожения.

Жизнь Савелия Яковлевича Шлейфера (1881–1943) может показаться странной, но вместе с тем она вполне укладывается в идеологию и особенности его времени. Родился в Одессе, работал в Санкт­Петербурге и Париже, потом судьба занесла его в Весьегонск, затем он вновь вернулся в Северную столицу, откуда опять уехал в любимую Францию. В этом списке все вроде бы закономерно. В Одессе Шлейфер окончил художественное училище, в Петербурге учился на живописном отделении Академии художеств, а чуть позже писал декорации к спектаклям Троицкого театра миниатюр, вошел в группу «Треугольник», вышел из нее и участвовал в учреждении общества художников «Союз молодежи» и во всех выставках, проходивших под его эгидой. В перерывах успел съездить в Париж, показал свои работы, которые в «Салоне Тюильри» и в «Салоне независимых» пользовались большим успехом. Вернулся в Россию и после революции основал в Петрограде частную школу искусств. А потом из столицы переехал в тверскую провинцию. На первый взгляд совершенно неожиданный поворот, хотя, если разобраться, ничего неожиданного в таком сознательном удалении от центров художественной жизни нет. В Лопатинской волости Весьегонского уезда, где Шлейфер в 1920-­х годах работал учителем, выжить в это голодное время, возможно, было проще. Занятий искусством к тому же он не оставил. После организации в Весьегонске Государственных художественных мастерских известный живописец возглавил их, там-­то юный Володя Серов, живший здесь с семьей, и познакомился со своим первым учителем. Став известным, Серов писал: «Мучительный для многих выбор профессии был определен мною очень рано, и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было». Решающую роль в этом сыграл его наставник Савелий Шлейфер, который четыре года учил местных ребятишек основам рисунка и живописи.

Дальнейшие вехи биографии Савелия Яковлевича, в 1918-­м участвовавшего в выставке картин «Мир искусства», а через год – в первой Государственной свободной выставке произведений искусств, вполне соответствуют его статусу. В 1924-­м он вернулся в Ленинград, преподавал в Академии художеств, стал профессором декоративной живописи, создавал костюмы для «Ленфильма». Активную творческую жизнь он вел и во Франции, куда вместе с женой эмигрировал в 1927 году. На выставке можно увидеть интерьер его квартиры в Париже – комната в два окна, на стенах – картины. Пейзаж, предположительно атрибутируемый как французский, показывает, каким мастером был художник, отдавший большую дань авангарду. Шлейфер, к сожалению, оказался в тени своих именитых коллег по авангарду, может быть, потому, что его работ сохранилось очень мало. В экспозицию вошли 20 картин из собрания Тверской картинной галереи. Они были переданы музею наследниками Владимира Серова, ему же в свою очередь полотна подарила жена Шлейфера. Сохранилось письмо, в котором художник просит ее отдать картины своему любимому ученику. Это самое значительное собрание Шлейфера в стране.

Даже не понятно, как многие из работ сохранились. 22 июня 1941 года в Париже художник был арестован и отправлен в концлагерь Компьень, откуда его перевели в Дранси, а затем в Освенцим. Известно, что в лагере художникам выдавались материалы для работы, и, несмотря на тяжелейшие условия для творчества – писать возможно было только после двенадцатичасового рабочего дня и без дополнительного пайка, Савелий Яковлевич создал в Компьене ряд портретов, натюрмортов, бытовых сцен из жизни заключенных. Одна из этих работ – «Пейзаж с фабрикой» – находится в собрании галереи. Художник погиб в лагере, но часть из его творений удалось спасти. Предполагают, что это случилось благодаря его другу и коллеге Изису Кишке. Однако точных данных об обстоятельствах спасения картин, написанных в период заключения, нет.

Вообще многое, что касается Шлейфера, остается до конца непонятным. Традиции изучения его творчества пока нет, и поэтому открывшуюся выставку можно считать первым шагом в этом направлении. Кто повлиял на его самоопределение в искусстве, кроме Сезанна, которого сам он считал самым главным авторитетом? Шлейфер во многих своих картинах, главным образом портретных изображениях, использует конусообразную перспективу, которая превращает второй план холста едва ли не в сферу. На первом же – модель, максимально выдвинутая вперед, к зрителю. «Портрет женщины», как полагают, – портрет супруги, которую художник запечатлел и на «Портрете женщины в белом». Одна картина создана в русле реалистических традиций, другая же – чистый авангард, что заставляет задуматься о том, каким путем шел в искусстве мастер, сгинувший в фашистском лагере, – от реализма к авангарду или наоборот?

Евгений ПЕТРЕНКО
Фото Александра СОЛОДКОВА
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
34

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость