05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 21.07.2015

Строчки, написанные иглой

Фотограф: АРХИВ КЛАВДИИ СМИРНОВОЙ

О костюмах Клавдии Смирновой хочется сказать стихами: «И веют древними поверьями ее узоры на холсте»

О костюмах Клавдии Смирновой хочется сказать стихами: 

«И веют древними поверьями ее узоры на холсте»

Когда человек впервые видит такое чудо, после первых возгласов восхищения начинаются расспросы: а это вышивка или кружево? Художница поясняет:

– Ведновская строчка. Одно время ее подзабыли, а теперь она возвращается и вновь становится одним из тверских брендов.

Ничего не скажешь, умели наши бабушки-прабабушки рукодельничать. Этот особый вид вышивки, сродни мережке, зародился на рамешковской земле. В обычном варианте нити из ткани выдергиваются только в одном направлении, при этом узор образуется за счет собирания освобожденной основы в разнообразные пучки. А ведновские женщины в старину продергивали материю и вдоль, и по­перек. Отсюда кружевная легкость и воздушность вышивки.

Клавдия Смирнова, художник-модельер сценического костюма, к такой строчке неравнодушна и охотно использует ее в своих работах. Она вообще прекрасно вышивает, и ей подвластны гладь обычная и косая, крест всех видов, шов тамбурный, шитье бисером и пайетками – то, чем владели наши прародительницы. К ним Клавдия Васильевна добавляет свои ноу-хау. Скажем, существует цветная мережка, когда в прореженную ткань вплетаются яркие нити мулине. А она продергивает… бересту. Нет, конечно, не грубые куски коры, а тонкое березовое лычко. Эффект непередаваемый. И еще: бегут по девичьему сарафану дорожки разной длины из декоративного шнура, и каждая заканчивается берестяным цветком-звездочкой. За это новшество на одном из всероссийских конкурсов «Русский костюм на рубеже эпох» мастерица была награждена специальным дипломом.

Ваш выход, князь

Вышивка на Руси имела очень глубокие корни. Этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. Ей придавалось магическое значение, и она была тесно связана со стародавними обычаями и обрядами. Желая оградить себя и близких от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей и, напротив, привлечь удачу, здоровье, богатство, мастерицы вооружались иглами и превращали обычную ткань в художественное произведение, достойное восхищения. Вышивкой украшали полотенца, покрывала, скатерти и, конечно, одежду. 

Все это Клавдия Смирнова знает не понаслышке. После окончания Загорского художественного техникума она приехала в Калинин на работу в научно-исследовательскую лабораторию по развитию художественных промыслов и часто участвовала в фольклорных экспедициях. В сельской глубинке пожилые женщины открывали для гостей сундуки своих бабушек и доставали резные и расписные доски, вышитые льняные полотенца, вязаные крючком салфетки и подзоры, старые кокошники, рубахи. И начинали вспоминать... 

У Смирновой сохранилась фотография тех лет – она в настоящем убранстве тверской крестьянки. Целый альбом заполнен зарисовками, описанием работ, «расшифровкой» символов вышивки. 

Правда, нарядами мастерица занялась не сразу. Поначалу готовила образцы для фабрик игрушек и «Школьник». Но однажды ее вызвала начальник отдела и сказала: «Завидовскому ДК нужны костюмы для танцевального коллектива. Займись». На протесты даже внимания не обратила: «Ты художник, должна все уметь. Ну, если уж совсем не заладится, приходи, посоветуемся». Но она справилась. Более того, это высокое ремесло так увлекло начинающего модельера, что очень скоро стало основным делом. И сегодня имя Клавдии Смирновой хорошо известно в регионе, поскольку в ее костюмах выступают самодеятельные артисты Лихославля и Вышнего Волочка, Рамешек и Торжка. Про Тверь и говорить нечего. Охотно откликается мастерица и на просьбы реконструкторов. По эскизам с раскопок XIII–XIV веков она воссоздала одежду «для большого выхода» князя Михаила Тверского. Народный артист Вадим Тирон в ее кафтане ездил в Италию. Голос покорил слушателей, но и наряд был голосу под стать. Сотрудничает Клавдия Васильевна и с самарской певицей и композитором, заслуженным деятелем культуры России Натальей Купиной, которой до этого шил наряды Вячеслав Зайцев. Шьет у нее и заслуженная артистка России москвичка Галина Шумилкина.

Главное – образ

Этому правилу Смирнова не изменяет. Каждому новому костюму у нее отводится специальный альбом. На первой его странице – акварельный набросок исполнительницы или исполнителя, какими видит их художник. Рядом – кусочек ткани, из которой будет сшито изделие с основным элементом вышивки. А дальше разрабатываются элементы сарафана, кафтана, рубашки. Кокошники у нее расшиты с двух сторон и потому особенно нарядны. Для них она нередко использует «поднизь» – кружево из жемчуга (увы, искусственного, а бабушки использовали настоящий речной), закрывающее лоб до бровей. В нескольких альбомах собрана финская и карельская одежда. Основная задача – воссоздать особенности национального костюма. Но при этом внести и новые детали. Когда готовились наряды для хора деревни Медведихи, отмечающего свой юбилей, глава Рамешковского района попросил: нельзя ли, используя знаменитую ведновскую строчку, сделать не только старинные узоры, но и герб района с изображением елей? Клавдия Васильевна охотно согласилась, и такой симбиоз оказался на редкость удачным.

У нее целая папка дипломов, завоеванных на конкурсах и фестивалях разных уровней. Некоторыми из них она особенно дорожит. В Тверском колледже культуры имени Н.А. Львова Клавдия Смирнова преподавала на курсах повышения квалификации для руководителей ДК и творческих коллективов области. Каждому студенту дали задание воссоздать старинный костюм своей местности. Даже мужчины взялись за иглу. Одежду предков показали на всероссийском конкурсе «Русский костюм на рубеже эпох». Результат – диплом за этнографическую достоверность.

Клавдия Васильевна считает очень важным пропагандировать старинное искусство. Поэтому в журнале «Мастер-класс» появились ее статьи «Сшей-ка ты мне, матушка, красный сарафан» и «Первый парень на деревне» (о рубахах, которые носили наши дедушки).

Весной этого года в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной проходила персональная выставка Клавдии Смирновой и ее мамы Татьяны Ивановны (которая недавно отметила свое 90-летие) «И в пир, и в мир, и в добрые люди». Первая демонстрировала свои костюмы, вторая – по-молодому яркое праздничное лоскутное шитье. А открывало выставку панно «Древо исполнения желаний». Ствол искусно связан из шнура, яркие загадочные плоды сшиты из крохотных матерчатых треугольников. Вообще, разглядывая работы Смирновой, убеждаешься, что нет предела фантазии художника. Сейчас ее персональная выставка проходит в Калязине. В нынешнем году в жизни мастерицы произошло еще два важных события: она вступила в Союз дизайнеров России и стала бабушкой.

Когда человек чем-то искренне увлечен, это накладывает отпечаток на все. Дома у Смирновой сразу вспоминаешь крестьянскую избу. Комнату украшает настоящая прялка, которая до сих пор «в строю», на столе скатерть, связанная крючком, у окна стоит манекен в сарафане – естественно, с любимой ведновской строчкой и берестой. На какие-то вещи наброшено сине-бело-голубое лоскутное шитье – мамин подарок. К ногам хозяйки жмется любимая собака Айка. Кажется, вечером при свете лучины мастерица снова и снова прядет нить времени. И оживает давно ушедшая эпоха. 

Ольга ИВАНОВА
Автор: Ольга ИВАНОВА
42

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию