04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 20.07.2015

Человек мира

Фотограф: Aрхив «ТЖ»

Памяти Степана Мильтоняна

Памяти Степана Мильтоняна

Ушел из жизни человек редкостной душевной красоты, в течение десятилетий мощно влиявший на культурную жизнь столицы Верхневолжья и оставивший глубокий след в душах тех, кому посчастливилось с ним встретиться. 

Среди них педагоги и студенты Тверского музыкального колледжа, в котором он работал почти 50 лет. Ученики и преподаватели созданного им уникального учебного заведения – Центра гармоничного развития. Жители Твери, вместе со своими детьми посещавшие популярный в конце 1980-х клуб «Семья», организованный Степаном Ованесовичем.

Во многих уголках страны и за рубежом участники многочисленных семинаров, открытых уроков, концертов знали его как виртуозного скрипача, великолепного музыканта, педагога-новатора. Им восхищались ученики, высоко ценили коллеги. 

– Степан Мильтонян – выдающийся современный педагог-музыкант, учитель, нашедший свое предназначение в служении ребенку, посредством скрипки гармонизируя и созидая его внутренний мир, – говорит Владимир Анисимов, профессор ТвГУ, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии. – В Твери нет ему равных в создании для каждого ученика эксклюзивной ситуации позитивных отношений и с самим собой, и с окружающими. Являясь автором уникального метода групповой импровизации, ставшего брендом тверской скрипичной школы, известным не только в России, но и в Европе, Степан Ованесович воспитал учеников, талант и мастерство которых сегодня востребованы во всех уголках нашей необъятной Родины, которую он любил беззаветно.

Мне приходилось работать с ним в экспертном совете Министерства культуры РФ по подготовке концепции развития ДШИ России. Демонстрируя удивительно точную психолого-педагогическую и искусствоведческую обоснованность своих аргументов, он проявлял тактичность и вместе с тем стойкость в отстаивании интересов ребенка. 

Но общественное звучание Мильтоняна не столько в его достижениях подготовки профессионалов-скрипачей, сколько в способности с помощью инструмента сохранять и созидать духовную интеллектуальность каждого, кто соприкасался с ним. Редкий педагог, проникновенно и отзывчиво чувствующий и понимающий потребности каждого ученика и блестяще создающий ту образовательную среду, которая нужна именно для этого ребенка, студента, родителя, коллеги… 

Он во всех вселял любовь 

Счастье быть на уроках Мильтоняна посещало всякого, специально или случайно оказавшегося в его живой педагогической мастерской. К нему тянулись, у него хотели учиться, приезжали и оставались с ним музыканты со всех концов России. Так сменила место жительства семья москвички Марии Фрейчко. Сама скрипачка, она знала, что ее музыкально одаренному ребенку нужен особый подход. А групповое обучение возможно только в Твери, и больше нигде в России. О чудесной методике педагога-новатора Мария узнала несколько лет назад. В 1996 году ее подруга, тоже музыкант, побывала в летнем загородном лагере скрипачей, который организовал Мильтонян. Она рассказывала о нем с восторгом и удивлением, как по утрам он носил ведра с водой, выполнял какие-то другие хозяйственные дела, днем проводил музыкальные занятия, а вечером пел с детьми у костра. Потом было изучение книги Степана Ованесовича «Педагогика гармоничного развития скрипача» и желание усвоить эту методику, которое привело ее в Тверь на мастер-класс Мильтоняна для педагогов. 

Когда Розе было 4,5 года, ее родители окончательно перебрались в столицу Верхневолжья. 

– Едва дочь переступала порог класса, его лицо озаряла такая улыбка, как будто перед ним самый родной ему человек, – вспоминает Мария. – Он прощал ей проблемы с поведением, связанные с синдромом дефицита внимания, спокойно относился к тому, что девочка общается со своим учителем на «ты». Сейчас Розе 10 лет, и она только в прошлом году стала обращаться к Степану Ованесовичу на «вы». Она могла пошалить, покривляться, а он, без ущерба для своей репутации, мог опуститься до уровня ребенка. Им двигало не только стремление научить их хорошо играть – педагог считал, что нужно воспитывать нравственного человека, а школьный предмет рассматривал как средство. Он всегда проникался интересами детей, и Розу часто понимал лучше, чем я. Если Мильтонян видел грустное или угрюмое лицо, то не начинал урок, пока не выяснит причину, не приведет ребенка в нормальное состояние. 

Он во всех вселял любовь, которой у него было в переизбытке, – к скрипке, к людям, к жизни, к миру.

Радость отдавать себя другим

Главное свойство Мильтоняна – самоотверженность. Он мог стать великим скрипачом – в молодости знающие люди пророчили ему такую будущность. Но тогда пропал бы его великий педагогический дар, который он тоже в себе чувствовал. Мильтонян знал, какая это радость – отдавать себя другим, и пошел по этому пути, отказавшись от собственной шумной славы ради того, чтобы открывать путь к ней другим. Слава, правда, все же нашла его, пусть не столь широкая, но проч­ная. Тщеславия Степан Ованесович лишен был начисто и радовался своей известности только потому, что она в какой-то мере открывала ему возможности для реализации идей, которыми он был переполнен. А идеи у него были грандиозные, далеко выходящие за рамки музыкально-педагогических. Они были настояны на его глубокой вере в гармоническую сущность человека – любого человека. 

Он очень не любил и практически не произносил громких слов. Единственным таким словом в его лексиконе была «Гармония». Мильтонян был предан ей, как, наверное, мало кто в мире. Он искал гармонию во всем – не только в музыке, но и в человеческих отношениях, в семье, в образе жизни, в общении с природой. Всей своей жизнью он доказывал возможность ее достижения. Счастливый человек – он знал, для чего живет. 

Мне крупно повезло

О своем учителе рассказывает актриса Тверского ТЮЗа, заслуженная артистка РФ Ольга Лепоринская:

– В первый раз я встретила Степана Ованесовича, когда он приехал в Ржев, мой родной город. Я собиралась поступать в музыкальное училище, которое на тот момент там существовало, но, когда увидела Мильтоняна, поняла, что хочу учиться только у него. У этого педагога так горели глаза, он обладал такой харизмой, так классно общался!.. Потом я узнала, что многие студенты поступали в Тверское музыкальное училище только потому, что там работал Мильтонян. Считаю, что мне крупно повезло – моим наставником и вторым отцом стал Степан Ованесович. 

Он всегда говорил, что хороший музыкант не может быть плохим человеком и неинтересной личностью. Туристские походы, которые он организовывал, были отличной школой жизни. Причем в них участвовали не только скрипачи, но и ребята других отделений, а также студенты художественного училища. Некоторые из них до сих пор считают Степана Ованесовича своим учителем, хотя учились по другой специальности. И потом, спустя годы, приходили к нему со своими проблемами, знали, что поможет. Когда я ушла в театр, он немного беспокоился за меня, приходил на спектакли, в которых я играла. А когда убедился, что это всерьез, успокоился. 

Он дал нам духовную, нравственную основу, сделал из нас тех, кем мы стали. 

Все, кто немного общался с ним, были очарованы его манерой общения, легкостью, юмором. Личность всероссийского масштаба, он всегда оставался скромным, обаятельным, простым, без тени заносчивости. Считаю, что он – человек мира. Я люблю его и буду помнить так, как помнят родителей. 

Марина СЕМЕНОВА
Автор: Марина СЕМЕНОВА
29

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию