22 Февраля 2017
$57.86
61.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура16.07.2015

Магия времени

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ, Константин БЕЖЕЦКИЙ

Картинная галерея готовит свою коллекцию к показу

Картинная галерея готовит свою коллекцию к показу

В преддверии скорого возвращения музея в Тверской императорский дворец художники­реставраторы делают все, чтобы произведения искусства, составляющие гордость собрания, предстали перед публикой во всей своей красоте. На открытом заседании реставрационного совета, состоявшемся в начале недели, журналистам представили произведения масляной и темперной живописи, декоративного искусства, которые прошли реставрацию и готовы войти в постоянную экспозицию.

В одном из залов галереи в бизнес-­центре «Донской» разложены иконы, самые древние из которых датированы XIV веком, на мольбертах выставлены две картины Эрнста Майзеля – «Старик-­курильщик» и «Курильщик», правая створка Царских врат XVIII века. Это лишь часть произведений, побывавших в реставрационных мастерских и вышедших оттуда обновленными. За минувшие полгода, сообщила на совете заместитель директора галереи Вероника Бушлякова, сотрудниками отсмотрено 592 единицы хранения темперной и масляной живописи, 101 произведение прошло процедуру консервации. Три живописных полотна, восемь памятников, исполненных в темпере, а также два бра из состава гарнитура, созданного на Мейсенской королевской мануфактуре, полностью отреставрированы. Причем сложнейшие работы были выполнены собственными силами – жемчужины коллекции возвращали к жизни реставраторы галереи, чей труд заслуживает самой высокой оценки.

Заведующая реставрационной мастерской Светлана Кузенкова, работавшая с картинами немецкого живописца Майзеля, говорит, что состояние его «Курильщиков» не внушало оптимизма: поверхность была загрязнена, имелись утраты красочного слоя, наблюдалось повреждение лака. В мастерской все эти изъяны были устранены, а кроме того, в процессе предэкспозиционной подготовки специалисты восполнили утраты лепнины, украшающей рамы, в которые «одеты» картины. Это один из наиболее значимых результатов работы, признаются сами реставраторы.

Сравнивая же состояние полотен до начала реставрации и после, остается только восхититься искусством Светланы Кузенковой и Светланы Черновой. Среди других памятников, которые станут украшением будущей экспозиции дворца, – иконы XIV века, происходящие из коллекции усадьбы Островки князя Ширинского-Шихматова, «Апостол Фома» и «Иоанн Богослов на острове Патмос», вошедшие в собрание галереи в 1937 году. Реставрация их, выполненная Анастасией Власовой, – большое достижение тверских музейщиков, которые теперь могут работать с такими древними памятниками, требующими особого внимания. Анастасия Власова замечает, что в течение пяти лет за иконы можно не волноваться: «А дальше – будем наблюдать».

Корректировки потребовал и другой памятник, относящийся к созданиям мастера Оружейной палаты Никифора Хомутова, – складень с изображением архангелов. Принадлежал он, рассказывает старший научный сотрудник галереи, заведующий фондом древнерусской живописи Ната Майорова, стольнику Кондратию Загряжскому из Вышневолоцкого уезда. Складень обтянут кожей, он закрывается на защелку. Архангелы Михаил и Гавриил, изображенные на створках, почитались как покровители небесного воинства, а икону в открытом виде выносили перед началом похода и молились о ниспослании победы над врагом. В центральной части складня находился образ Спаса Нерукотворного, ныне, к сожалению, утраченный. Внимания потребовали и другие памятники древнерусского искусства – иконы Богоматери из деисусного чина, Григория Богослова, апостола Павла, «Неопалимая Купина», Иоанна Предтечи, а также икона «Походная церковь, или Небесная сень», находившаяся над Царскими вратами церкви «Белая Троица» и написанная в 1566 году к 25-летию со дня постройки храма.

– В верхней части ее находится изображение православных праздников, на центральной линии – святые в пирамидальной композиции, внизу – тверские святые, которые особенно почитались на нашей земле, – рассказывает Ната Майорова. – Об этом свидетельствуют, в частности, прогары – рядом с образами, например, Сергия Радонежского или Макария Калязинского верующие зажигали лампады, и огонь повредил поверхность иконы.

Не меньший интерес вызывает правая створка Царских врат, реставрацией которой занималась Екатерина Егорова. По сути, она собрала разрозненные части памятника XVIII века, и только теперь, когда работы завершены, сами сотрудники музея увидели его в изначальном виде. Вообще, фонд древнерусского искусства галереи насчитывает около 600 икон, пять пар Царских врат, предметы прикладного искусства, фрески, надгробные плиты и многое другое. Древние экспонаты разместятся в западной части дворца. Здесь же зритель впервые может увидеть икону «Святой Иоанн Предтеча в житии» – до этого она никогда не экспонировалась. Произойдет это осенью будущего года, и посетителей ждет немало сюрпризов. Директор галереи Татьяна Куюкина не раскрывает всех секретов, но говорит, что коллекция предстанет перед тверитянами в своем презентационном виде.

– Кроме постоянной экспозиции вы увидите отреставрированную парадную анфиладу дворца, – говорит Татьяна Савватеевна. – Будет увеличена художественная экспозиция, появятся новые, в том числе мы планируем представить нашим посетителям фарфоровый кабинет.

Частью его станут бра из Мейсенского интерьерного гарнитура, которые вернулись после реставрации из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени 
И.Э. Грабаря в Москве. По словам главного хранителя галереи Анны Горбуновой, они выполнены в XIX веке в традициях стиля рококо, который оказал влияние на исполнение всех частей гарнитура. Бра, например, украшены богатым скульптурным декором, изображениями галантных сцен. Находились они в довольно печальном состоянии, в частности, остались следы грубой домузейной реставрации, на фигуре Амура были утрачены рука и крыло, отсутствовал ряд мелких деталей. Все это специалисты восстановили, и сейчас даже представить себе трудно, что когда-то бра выглядели иначе. Работа по восстановлению магии времени продолжается…

Евгений ПЕТРЕНКО
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
89

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

По программе «Доступная среда» в тверском регионе адаптируют 33 объекта
Тверская область должна быть комфортной как для здоровых граждан, так и для тех, у кого есть физические ограничения. Очень важно адаптировать учреждения региона в максимально короткие сроки, привести их к российским и международным стандартам качества. 
21.02.201722:54
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию