19 Января 2017
$59.18
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура07.07.2015

Алексино как центр мироздания

Фотограф: CULTOBZOR.RU

и дом для замечательного художника

и дом для замечательного художника

У легендарного «шестидесятника» Павла Никонова было много больших выставок: в 2005 году – в Государственной Третьяковской галерее, в 2008-м – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в 2013-м — в московской галерее «Ковчег». Но самое необычное название получила экспозиция его работ в петербургской галерее «КвадраТ» (2008 год): «Деревня Алексино как центр мироздания». Причем название ей дал сам художник. 

Пишу из сельской глубинки 

Деревня Алексино расположена в Калязинском районе, недалеко от райцентра, на волжском правобережье, между селом Никитским, куда Пушкин приезжал свататься к Катеньке Ушаковой, и усадьбой Ново-Окатово, где прославленный драматург Фонвизин набирался в отцовском имении впечатлений для написания бессмертной комедии «Недоросль». Получается, что действительно едва ли не центр мироздания.

Но Павел Никонов имел в виду не столько великие тени писателей-классиков, сколько само Алексино как символ русской деревни вообще. Больше 30 лет назад, как раз тогда, когда мы вели близ Никитского раскопки открытой мною стоянки каменного века, художник купил в Алексине домик и живет там каждое лето и осень, окунаясь в неприкрашенную народную жизнь. Это творческая лаборатория мастера.

Здесь написаны самые известные его работы последних десятилетий: «Деревенские похороны», «Автопортрет», «Возвращение», «Пастух», «Женщина с сеном», «Колокольня», «Пожар», «Калязин. Вид с Волги», «Дом строится», «Драка», «Гроза» и другие. За картину «Деревенские похороны» художник удостоился Большой золотой медали на V Международной биеннале реалистической живописи в Софии (1985) и премии по живописи им. П.П. Кончаловского (1991). 

Тема современной русской деревни давно занимает главное место в творчестве Никонова. Его сюжеты внешне просты, но экспрессивная манера письма и эмоциональная насыщенность цвета придают им значимость. По мнению художника, «именно в деревне, на деревенском материале многие социальные процессы выявляются острее, явственнее». 

Девять лет в невольной ссылке

Народный художник России, член Президиума Российской академии художеств Павел Никонов родился 30 мая 1930 года в Москве. Его отец, Федор Павлович, — комбриг, один из инициаторов создания Академии Генерального штаба Красной Армии. Во время наступления на Петроград немецких войск в феврале 1918-го он возглавил штаб Псковского боевого сектора и сумел сдержать агрессора. В 1929 году был арестован и сослан под Караганду. Павел родился, когда отец был уже в ссылке. Мать, дворянка по происхождению, окончившая Институт благородных девиц, в 1930 году поехала за мужем вместе с двухлетним Михаилом и новорожденным Павлом. Все вместе они вернулись в Москву в 1939-м, когда после ареста Ежова и прихода Берии на должность наркома НКВД отец был реабилитирован.

В 1941 году семья оказалась в эвакуации в глухом зауральском селе Воскресенском. Здесь Павел и начал рисовать. В 1950-м он окончил художественную школу и поступил в Московский государственный художественный институт имени Сурикова. 

Звездное начало и опальное продолжение

Диплом он защитил картиной «Октябрь» (1956) под руководством народного художника СССР Павла Соколова-Скаля, который даже написал о молодом живописце статью в журнале «Творчество». В 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве Никонов получил за это полотно Большую серебряную медаль. Оно стало украшением Научно-исследовательского музея Академии художеств в Ленинграде.

Тогда же Павла Федоровича приняли в Московский союз художников. В столице образовалась «Группа восьми», в которую помимо Никонова вошли Николай Андронов, Таир Салахов, братья Смолины. Они пытались пересмотреть некоторые принципы соцреализма, привнести в него живое ощущение будней. 

В 1959 году Никонов совершил первую поездку в Сибирь — на Братскую ГЭС, после чего написал картину «Наши будни», скандал в высших художественных кругах. Говорили, что ее нельзя выставлять, так как у советских людей не может быть настолько грубых, обветренных и некрасивых лиц. А вот директор казахского музея искусств Любовь Плахотная немедленно купила это полотно.
Через 10 лет Москва весьма настойчиво просила его вернуть, но безрезультатно. В творческом сознании Никонова уже тогда выражение сути рабочих людей, живущих суровой и трудной жизнью северян, связывалось с самоограничением художника в изобразительных средствах. Он сознательно отказался от яркой многоцветной палитры и красочного выписывания натуры, что вольно или невольно противостояло живописным клише социалистического реализма. 

Затем Павел Федорович предпринял большую поездку в Саяны вместе с геологической партией и в 1962 году на выставке, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников, показал картину «Геологи», ставшую настоящим творческим манифестом целого поколения живописцев. Она вызвала гнев главы партии и правительства СССР Никиты Хрущева, посетившего экспозицию. В печати началась идеологическая кампания за чистоту советского искусства, причем картина Никонова оказалась на острие этих дискуссий и не выставлялась до 1982 года. В «Геологах» виден явный отход от натурной достоверности соцреализма, отказ от повествовательности и прямолинейной трактовки сюжета. Пространство композиции решено плоскостно, фигуры представлены силуэтно и монохромно, как и пейзажный фон. Идейный замысел художника выходит за рамки изображенного на полотне и приобретает символический смысл, что, видимо, уловил даже Хрущев. Позднее картина вошла во все отечественные хрестоматии и ныне находится в Государственной Третьяковской галерее.

Справедливость все-таки торжествует

«Геологи», как и работы Виктора Попкова, Николая Андронова, братьев Смолиных, символизировали утверждение так называемого «сурового стиля», ставшего очень популярным в 1960—1970-е годы, несмотря на осуждение официального искусствоведения и его партийных кураторов.

В начале 1970-х годов Никонов отошел от этого направления и увлекся искусством примитива. Областью его интересов стал преимущественно бытовой жанр. Вот тогда он и обосновался в Калязинском районе на Верхней Волге. «Обобщение начинает угнетать. Хочу искать конкретики. Вернуться к предмету», – говорит художник. 

Одним из любимых его приемов стало непосредственное натурное наблюдение, которое он с изумительным мастерством претворял в колористическую метафору. Обратимся к картине «Путники» (1987, Кемеровский музей изобразительных искусств). Фактически открыто не признавая формальных смысловых рамок, мастер создает на полотне динамичное пространство длящегося пути, в котором человек — вечный странник. 

*  *  *

Первая персональная выставка Павла Никонова в Центральном доме художника состоялась только в 1991 году. За работы, представленные на ней, он был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. Вот уже более 15 лет мастер руководит мастерской станковой живописи в Суриковском институте. Но Алексино, ставшее для него за эти годы практически родным, по-прежнему второй дом художника и источник вдохновения. 

Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной  академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
27

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию