18 Октября 2017
$57.34
67.46
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 06.07.2015

Четверть века вне дворца

Так картинная галерея пережила войну

Так картинная галерея пережила войну

История единственного художественного музея в регионе прочно связана с историей Императорского дворца. В его залах она располагается с 1896 года, и теперь, когда реставрация уникального памятника архитектуры завершается, галерея возвращается в свои пенаты. В ее летописи зафиксирован единственный период, когда она не по своей воле была вынуждена покинуть самые подходящие для показа произведений искусства залы.

Когда в январе 1935 года приняли решение об образовании Калининской области, здание Императорского дворца, занимаемое городским музеем с 1897 года, передали облисполкому. Музей разместился в помещении закрытой и к тому же находящейся в аварийном состоянии Ильинской церкви по улице Вольного Новгорода. Только в июле 1935 года в распоряжение музея передается еще и Вознесенская церковь на Советской. Сюда перевозят прежде всего картинную галерею областного краеведческого музея. Уже в 1936-м в новом помещении открылась выставка произведений самодеятельных художников и испанского плаката. Совсем скоро картинная галерея выделится в самостоятельный художественный музей. Днем рождения ее считается 15 февраля 1937 года, когда был подписан акт о передаче экспонатов.

Научный сотрудник картинной галереи Нонна Волкова рассказывает, что накануне Великой Отечественной войны картинная галерея предлагала посетителям экспозицию «Русская живопись XVIII–XIX вв.», выставку книжной графики советских художников, готовила выставку гравюр Николая Уткина. После начала войны директор краеведческого музея Василий Туркин распорядился приступить к подготовке экспонатов к эвакуации. К этому времени галерея вновь слилась с музеем, и на момент объединения (20 июля 1941 года) имела в своих фондах 2891 произведение живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Героические страницы

Несмотря на военное положение, уже к осени 1941 года в Вознесенской церкви была открыта новая выставка «Великая Отечественная война советского народа». Нонна Волкова цитирует заметку «Интересная выставка», опубликованную в газете «Пролетарская правда» 13 сентября: «Открытая в областном музее выставка… с первого дня пользуется успехом у калининцев. В первом зале открываются героические страницы борьбы с иноземными захватчиками – Ледовое побоище (портрет Александра Невского), разгром шведов под Полтавой, изгнание немцев из Украины в 1918 году – все это наглядно и интересно отображено на выставке. Хороши карикатуры художников Венецианова и Теребенева – эти прообразы современных «Окон ТАСС». Последний стенд знакомит посетителей с картинами боев на фронте, с подвигами воинов, героями войны и тыла».

– Осенью большинство предприятий и учреждений были эвакуированы, – говорит Нонна Евгеньевна. – Но музейщики, как и многие жители, остались в городе. Они не получили никаких указаний. А главное – не было транспорта. Поэтому 32 ящика с экспонатами остались в музее.

Свалены в ужасном беспорядке

За время оккупации город был превращен немцами в руины. «Гордость города – красавец мост был взорван. Его центральный пролет свисал вниз, как оборванное кружево. Старинный Екатерининский дворец… теперь здание напоминает театральную декорацию, небрежно вынесенную со сцены», – так писал Борис Полевой в романе «Глубокий тыл». Искусствовед Елена Мроз вспоминала первые дни после оккупации: «По возвращении в музей 26 декабря 1941 года в нем была обнаружена картина полного разгрома... Все картины, скульптуры, экспонаты выставки «Великая Отечественная война советского народа» и отдела природы были свалены в ужасном беспорядке...».

Проверка фондов выявила не менее страшную картину. В документах Елены Мроз в ГАТО Нонна Волкова обнаружила такую запись: «Фашистскими грабителями похищено картин и икон – 84; миниатюр, рисунков и гравюр – 35, скульптур и медалей – 28; фарфора и вышивок – 54». В первые дни оккупации музей грабили, увы, и местные мародеры. Так, пропавшая тогда картина «Штиль» Дубовского объявилась в 1958-м в комиссионке на Сретенке в Москве. Полотно, естественно, вернули галерее.

В марте 1942 года под руководством Алексея Топорнина, назначенного директором музея, научные сотрудники приступили к восстановлению экспозиции «Великая Отечественная война советского народа». Тогда же в Калинин приехала комиссия по обследованию архитектурных памятников, пострадавших от германской оккупации. Нонна Волкова показывает нам копию акта, составленного по результатам ее работы. В нем среди всего прочего отмечен «дворец Екатерины – облисполком, подожженный фашистами при отступлении из города, Вознесенская церковь, где находились музеи до войны, коллекция которых частично расхищена». Уже в апреле Алексей Топорнин получил приказ об эвакуации в тыл уцелевших музейных экспонатов, которые были вывезены в Кашин. В музее полностью остались экспозиция и мебель.

…портрет Екатерины вырезан из рамы

2 июня Калининское радио сообщило, что «на днях состоится открытие картинной галереи музея, которая расширена за счет своего запасного фонда, увеличивается отдел русской живописи и заново организуется отдел западноевропейского искусства». Первая выставка называлась «Героическое прошлое русского народа и Великая Отечественная война». Она пользовалась огромной популярностью. «С 11 июня по 24 июля 1942 года музей посетили 11574 человека, экскурсий проведено 84. Организована выставка «Боевой приказ» в горсаду», – говорится в отчете о работе музея.

Общий материальный ущерб музея от оккупации фашистов был огромен – 6235202 рубля. В своем отчете за 1942 год назначенный на должность директора музея Геннадий Кадыш писал, что «украдено 113 картин, творения Венецианова, Кустодиева, Левитана, Поленова, Федотова, братьев Чернецовых; работы Евгения Лансере, Ротари, Тома де Томона, Эриксена (его портрет Екатерины II вырезан из рамы)». Однако экспозиционно-выставочная работа не прекращалась. В 1943 году горожане увидели выставки «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» и «Калининская область в дни Великой Отечественной войны», на которой были представлены произведения «о героизме красных воинов, участвовавших в освобождении города Калинина».

Фонд восстанавливается

Расхищенная коллекция пополнялась за счет приобретений и новых поступлений. Так в собрании появились работы Федора Модорова, побывавшего в 1942 году на Калининском фронте, портрет Артари кисти Тропинина, альбом рисунков Репина, мраморный бюст графа Завадовского, «Мужской портрет» Репина, работы Васнецова, Герасимова, Крамского. В конце войны фонд пополнился рисунком женской фигуры Серова, картинами «Отречение Христа» Поленова, «Боярышня» Сурикова, «Царь Алексей» Неврева, «Мужским портретом» Кипренского, атрибутированным позднее как портрет Ивана Вульфа. В победном 1945 году галерея приобрела «Лесистый берег» Левитана, портреты работы Серова и Чистякова, гравюры Уткина. В конце 1945 года в собрании была уже 3961 единица хранения.

– Под давлением общественности облисполком в январе 1958 года переводит краеведческий музей во дворец – в помещение дворцовой церкви, где уже через месяц он открылся для посетителей, – рассказывает Нонна Волкова. – А с 1961 года весь дворец (не сразу, разумеется) передается под музей – западное крыло и галерею – восточное крыло. Парадные залы до 1967 года были заняты Домом политпросвещения, а после переданы галерее.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
29

Возврат к списку

Есть в Твери уникальный детский сад
Детский сад №100 действительно один такой в областном центре. Его питомцами являются дети с тяжелыми нарушениями зрения.
18.10.201720:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость