18 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 30.04.2010

Воспитать личность – спасти науку

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ

«Тверские диалоги» – новый общественный проект

«Тверские диалоги» – новый общественный проект 

О роли науки и научного сообщества в построении гражданского общества говорили участники конференции, организованной  аппаратом уполномоченного по правам человека в Тверской области. Ее главным гостем стал главный правозащитник страны Владимир ЛУКИН.

Для обсуждения проблемы за «круглым столом»  встретились тверские ученые, педагоги, общественные деятели, экономисты. В дискуссии исходили из того, что нам не построить гражданское общество, если Россия лишится интеллигенции, если основную часть населения будут составлять офисные служащие, чиновники да малообразованные люди, способные лишь действовать по указке. А такая вероятность, по мнению уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, есть. Хотя бы потому, что в стране практически не развивается фундаментальная наука.

Доктор исторических наук, профессор – он знает, о чем говорит. Закрываются научно-исследовательские институты, теряются целые научные школы, средний возраст ученого в нашей стране – 68 лет. А ведь там, где развивается наука, развивается и общество, и сама территория. Показательный пример – Дубна и Кимры. Эти два города – на расстоянии нескольких километров друг от друга, но как будто из разных миров.

*  *  *

Говоря о современности, Владимир Лукин вспомнил о сталинских временах. В первой половине прошлого века было очень много выдающихся ученых, но немногие оставались на свободе. Сажали не за какие-то провинности, а, по сути, за знания людей, которые в местах заключения  использовались государством  на полную катушку. Закрытыми зонами становились целые города, в которых была сосредоточена интеллектуальная элита страны. Зэков, совершавших крупные открытия, даже отпускали на волю, выдавали премии. При Сталине хорошо финансировались направления науки, связанные с вооружением. При этом был запрет на кибернетику, генетические исследования, социальную психологию и другие научные направления. Как результат – в целом ряде наук мы отстали от всего мира.
Определенный результат в развитии промышленности был достигнут, но он во многом обесценивался отставанием на перспективных участках научно-технической революции.

Сейчас приемлем только один путь развития науки – демократический, предполагающий свободомыслие, инициативу, альтернативность, но это возможно только при определенных умонастроениях и состоянии общества.
Чего нам не хватает? Да многого. Ученым нужна технологическая основа, считает  Лукин:

– Иногда они работают вообще без зарплаты и, как видим, даже от премии отказываются. Наука – это их жизнь, их интерес. Нужно дать техническую возможность для работы. А еще создать более естественную человеческую среду, возможности для самореализации. Я, как ученый человек, знаю, что наиболее умные мысли скорее приходят во время обсуждения в курилке, нежели на официальных заседаниях.

Как создать такую среду – это главный вопрос. И скорее всего вопрос воспитания.

Уполномоченный по правам человека в Тверской области Ирина Блохина сказала о наблюдении, поразившем ее во время недавней зарубежной поездки. Там другой подход к формированию личности. Уже с детского сада людей в первую очередь учат жить в обществе.

А как у нас? По мнению заведующего кафедрой педагогики ТвГУ Игоря Лельчицкого, для сегодняшних детей и подростков нужны новые системы и механизмы воспитания. Наши дети не хуже и не лучше нас, просто они совсем другие, а современная педагогика построена на тех же принципах, которые были актуальны 20–30 лет назад.  Проблема поиска механизмов воспитания, по мнению педагога, чрезвычайно важна. Мы должны создать оптимальные условия для развития личности, начиная с детского сада.

Хорошие примеры есть. Это, к примеру, Татарстан, где наиболее активно поднимаются вопросы развития гражданского общества. Результат виден невооруженным глазом. Хотя бы потому, что там чувствуешь себя в безопасности, проходя ночью по улице мимо группы подростков. Молодежь воспитанна и толерантна.

– Проблема современного образования именно в этом и состоит, что школа у нас сейчас просто учит, – считает Владимир Лукин. – А ведь учитель-личность стоит тысячи книг. Он не только образовывает, но и учит жить на личном примере. О чести, достоинстве, равенстве, справедливости школьники должны не только в книгах читать, но и видеть это вокруг.

А еще надо детей учить основам законодательства, считает начальник управления Министерства юстиции РФ по Тверской области Владимир Викторов. Это поможет подрастающему поколению чувствовать себя свободнее. Но эту задачу должна решать власть. Нужна правильная разработка нормативно-правовой базы, нужна система, которая бы помогла формированию правовой грамотности у подрастающего поколения.

Специалист Роспотребнадзора Светлана Литягина предложила использовать для этого опыт научного общества «Знание». Его лекционная система в свое время оказалась очень эффективной. Но это перспективы на будущее.
А как действовать сейчас? Самым ярким предложением по возрождению фундаментальной науки, по мнению профессора, члена Российской академии наук Александра Городецкого, является создание «силиконовых долин». Первые появились 50 лет назад, правда, не в нашей стране, и до сих пор успешно функционируют.

Причем настолько успешно, что весьма значительная часть фамилий в списках сотрудников – русские. Правда, сейчас нашим специалистам наступают на пятки китайцы и индусы.

Открытая утечка ученых кадров связана во многом с тем, что науку перестали финансировать. Так же как и в культуру, средства направляются по остаточному принципу. В России у молодого ученого нет перспектив, потому что он не может жить на 3–5 тысяч рублей в месяц. Тот, кто не уезжает из страны, иногда находит себе применение в бизнесе. Но не все измеряется только деньгами. Существуют и другие проблемы. Чудовищная коррумпированность системы образования, начиная с детского сада и заканчивая университетом. Таланты могут и не пробиться, а ведь они начинают проявляться уже в детстве.

Как ни крути, но решение всех этих вопросов лежит на плечах власти. Тема взаимоотношений власти и науки заслуживает отдельного разговора.

Конференция стала началом совместного проекта Уполномоченных по правам человека, получившего название «Тверские диалоги». В интервью корреспонденту «ТЖ» Владимир Лукин коротко рассказал о его задачах.

– Владимир Петрович, почему для площадки «диалогов» выбрана именно Тверь?
–  Любое переустройство общества нужно начинать с благоприятной территории. Ваш регион представляется мне именно таким местом.

–  Какого результата вы ждете от нового проекта «Тверские диалоги»? Считаете ли, что обсуждение глобально-философских вопросов в узком кругу действительно может к чему-то привести?
–  Слово – ведь это тоже дело. Вопреки распространенному мнению. Сегодня был первый опыт диалога, и, по-моему, он сложился удачно. Людям было интересно беседовать друг с другом. Говорить по душам в узком кругу важнее, чем прочитать лекцию перед большой аудиторией и закрыть на этом вопрос. Главный смысл любого диалога – обменяться мнениями, поспорить, найти разные варианты решения вопроса. Ведь гражданское общество и предполагает свободу мнений и толерантность.

Что касается результата, то я бы хотел вспомнить главный научный принцип: начиная опыт, заранее никогда не знаешь, что получится. Так и у нас. Построение гражданского общества – тема настолько абстрактная и настолько актуальная одновременно, что исход может быть непредсказуемым. Возможно, мы придем к какому-то важному решению, сформулируем предложения и выдвинем их для обсуждения на более высоком уровне.

–  Первая конференция «Тверских диалогов» была посвящена науке. Считаете ли вы, что это главный вопрос в тематике гражданского общества?
–  Не считаю. Просто мы захотели выбрать именно эту тему. А главный вопрос – это превращение человека в гражданина. Как это должно происходить, пока никто не знает. Как никто не может ответить на вопрос, что есть «гражданин». Мы знаем, что это идеал, к которому надо стремиться, но кто это? Человек ли, живущий по законам, соблюдающий конституцию, или же это социально активная, саморазвивающаяся личность, обладающая  способностью к поступкам? Мы на этот вопрос тоже вряд ли ответим. Но все же какую-то практическую пользу наши встречи должны принести. Хотя бы научить уважать не только свое мнение, но и другие.

Автор: Юлия КРУТОВА
291

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость