22 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 25.06.2015

Полиглот с пеленок

Фотограф: ladyinschool.blogspot.ru

С какого возраста лучше всего учить иностранный язык

С какого возраста лучше всего учить иностранный язык

Сегодня в тверских школах английский, немецкий или французский языки начинают изучать со второго класса. В действительности же примерно половина учеников городских школ 
и гимназий уже занимается тем или иным иностранным языком с 5–6 лет – 
с индивидуальным репетитором либо на курсах, в группах. При этом большинство отдают предпочтение именно английскому. Когда же эффективнее начинать занятия с ребенком? Этот вопрос мы адресовали лингвисту, преподавателю английского языка в одном из детских развивающих центров Твери Марии Максимовой.

Мария Александровна убеждена, что знание хотя бы одного иностранного языка для человека, живущего в XXI веке, – необходимый стандарт, открывающий широкие возможности не только в профессии, но и в личной жизни. Это позволяет чувствовать себя свободнее и увереннее в загранкомандировках и турпоездках, в числе первых узнавать о событиях в мире по иностранным каналам, понимать смысл музыкальных хитов, читать зарубежную классику и современные бестселлеры в оригинале… Многие педагоги считают, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем выше будет эффект. Мария Александровна тоже пропагандирует раннее обучение, но разрабатывает программу каждому индивидуально.

– Если ребенок к 4–5 годам не освоил родную русскую речь согласно педагогическим нормам: у него бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, есть и другие логопедические нарушения, то изучение еще одного языка станет настоящей преградой для постижения родного. А это может привести к еще большим проблемам. Вначале – занятия с логопедом, и только когда будет результат, можно начинать изучать второй язык, – подчеркивает лингвист. – Чаще всего уже к пяти годам ребенок достаточно хорошо говорит. Физиологи доказали, что лучше всего языки он осваивает до десяти лет. Если иностранный язык преподавать в игровой ненавязчивой форме, малыш запоминает все быстрее и легче взрослого. С 10 лет мозг ребенка уже не так гибок, поэтому занятия могут потребовать больших усилий.

Если позволяет достаток, многие родители, для того чтобы сын или дочка едва ли не с рождения стали двуязычными, сегодня нанимают гувернантку – носителя иностранного языка или сами, если позволяют знания, общаются с детьми на двух языках. В этом случае создается соответствующая языковая среда, и обучение идет самым естественным образом, ненавязчиво. Так было и в семье Владимира Набокова. Английская культура, традиции, язык органично вплелись в его жизнь. Мать писателя, Елена Ивановна, свободно говорила на пяти иностранных языках.

Однако занятия иностранным языком не должны быть избыточными, считает педагог. Высокая нагрузка в раннем возрасте может не лучшим образом сказаться на психике ребенка. Малыш потеряет интерес к изучению языка, а ведь впереди еще вся школа! Поэтому особое внимание стоит обратить на педагога, который будет учить малыша иностранному языку. Он должен быть специально подготовлен, иметь опыт работы именно с детской аудиторией. Обучение может проходить лишь в игровой, интерактивной форме, с варьированием различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Сегодня довольно популярна игровая методика Мещеряковой, когда все объясняется на игрушках. Преподаватель не говорит детям, что кукла – это «doll», а показывает ее и называет английское слово. На занятиях дети поют песенки, играют в разные игры, например в «магазин». Уже спустя два месяца занятия проходят вообще без привлечения русской речи, пятилетки начинают разговаривать на иностранном. Они составляют, пусть и не всегда правильно, фразы, которых раньше не знали. Если ребенок произносит их неправильно, его не ругают и не поправляют. Преподаватель говорит: «Правильно!» и произносит уже верный вариант. Это дает гораздо больший эффект, чем критика.

Вне зависимости от того, какой путь выберут родители, стоит помнить, что любые знания задерживаются в голове лишь до тех пор, пока они нужны. Мария Максимова отмечает, что хорошо помогает в изучении иностранных языков общение со сверстниками­иностранцами. К сожалению, сегодня редко в какой школе работают программы по обмену, а языковые лагеря за рубежом с финансовой стороны мало кому доступны. Зато в распоряжении школьников в массовом доступе есть различные социальные сети, благодаря которым можно подружиться с ровесником из другой страны – для переписки и общения по скайпу. Школьник учится понимать быструю речь собеседника, верному произношению, расширяет словарный запас. Кстати, в последние годы обучение по скайпу, только уже платное (400–500 рублей за академический час), предлагают тверитянам студенты тверских вузов из англоязычных стран. В таком обучении тоже есть своя изюминка. Самое главное в изучении языков – это последовательность и постоянство. Если на каком­то этапе остановиться в обучении, к моменту поступления в вуз от словарного запаса могут остаться только самые тривиальные фразы.

Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем. Иоганн Вольфганг фон ГЕТЕ



Письмо в номер

Уважаемая редакция! 

У нас с супругом нет средств на оплату репетитора или курсов по английскому языку. Сын хорошо занимается в школе, однако на занятиях делается уклон на письменный английский, а разговорный страдает. Ребенок хорошо читает, переводит, но не понимает носителей языка. Для него они говорят слишком быстро. Не различает слов в песнях и не понимает фильмы без перевода. Не за горами выпускной класс, возможно, при поступлении в вуз потребуется сдавать язык… Как улучшить разговорный английский?

Анастасия Глебова, Конаково

От редакции. 
Уважаемая Анастасия! Действительно, изучение иностранных языков сегодня довольно затратно. Самое простое – это подружиться с кем­то из иностранцев в соцсетях, у кого есть интерес к изучению русского. Смысл заключается в том, что ваш сын обменивается контактами с носителями языка. Далее делает ряд упражнений на проверку, а потом в свою очередь проверяет знание русского языка у своих новых друзей. Это очень интересный и увлекательный метод, подходит для людей любого возраста, располагающих определенным количеством времени. Еще можно купить диски с аудиозаписями и слушать их в транспорте, дома. Также рекомендуется начинать смотреть фильмы и мультфильмы на английском с субтитрами на русском. Даже если ребенок сначала мало что будет понимать, все придет само собой. Некоторые фразы он поймет по смыслу. В Интернете также можно найти контакты бесплатных разговорных клубов, в которых собираются старшеклассники и студенты, чтобы попрактиковаться в общении.


Эксперты рекомендуют

Английский язык. Во всем мире он по­прежнему в лидерах. И в ближайшем будущем интеграция будет только увеличиваться. Поэтому первый язык для изучения – это все еще английский!

Испанский язык. Это один из самых легких для изучения иностранных языков после английского.
Слова произносятся так, как они написаны. Испанский язык можно рассматривать как хорошую основу для изучения других языков: это объясняется его сходством с языками романской группы (французский, итальянский, португальский), он может быть отличной отправной точкой для ребенка, который готовится стать полиглотом. 

Испанский распространен как второй язык, поэтому человек, владеющий им, будет всегда востребован.

Французский язык. Он необходим для международного бизнеса, политики и путешествий. Вы заметили, что все важные международные церемонии ведутся на двух языках – английском и французском? Делаем выводы!

Китайский язык. Учитывая огромное население Китая и рост экономики, эксперты рекомендуют изучать китайский. Однако это один из самых сложных языков в мире. Во­первых, он тоновый (одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может означать разное). Иероглифы требуют запоминания и тренировки в их написании. Как правило, китайский язык хорошо дается детям­визуалам. Выясните, по какой методике проводятся занятия, просмотрите учебники, задайте вопросы преподавателям, в том числе и об их квалификации. По коммуникативной методике заниматься лучше всего с носителями языка. По грамматико­переводной — с опытными преподавателями, способными объяснить на русском языке грамматические тонкости. Как показывает практика, лучше начинать занятия примерно в 5 лет, чтобы к моменту изучения теории в школе ребенок был уже немного знаком с разговорной речью. Но если он начинает изучение с первого класса, успехи также могут быть потрясающими, главное, чтобы малышу было интересно и увлекательно познавать мир с помощью нового языка.



Статистика


  • Лишь 14–18% населения страны, по данным соцопросов, может свободно говорить с зарубежными гостями.

  •  Сегодня в России самый распространенный иностранный язык – английский, на нем говорят 4/5 граждан, на втором месте – немецкий.

  •  Лучше всего языки знают молодые люди примерно до 35 лет, живущие в центральных регионах России.

Автор: Ирина СЕРГЕЕВА
27

Возврат к списку

«Тверской переплет» отвечает на вопрос «Есть ли жизнь за МКАДом?»
А еще знакомит с новинками литературы и популярными литераторами, проводит мастер-классы и учит оптимизму.
22.10.201703:12
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость