20 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Транспорт 30.04.2010

Как укротить маршрутки?

Фотограф: Илья БЕЗРУЧКО

Маршрутные такси – существенный фактор дорожно-транспортного травматизма, и никуда от этого не деться: мы в них ездим, но мы их боимся!

Маршрутные такси – существенный фактор дорожно-транспортного травматизма, и никуда от этого не деться: мы в них ездим, но мы их боимся!

По данным сайта superJob.ru, 98 процентов населения в разных регионах России считают их самым опасным видом общественного транспорта. В Твери (и Калининском районе, который традиционно входит в схему движения ряда городских маршрутных такси) травматизм растет, и его масштабы уже принимают угрожающий характер на фоне общего снижения числа ДТП по региону. Как преодолеть эту опасную тенденцию? Как сделать маршрутки удобным и безопасным видом транспорта?

Эта проблема обсуждалась за «круглым столом», который был организован редакцией «ТЖ» совместно с управлением Госавтодорнадзора по Тверской области. Оживленную и, будем надеяться, полезную дискуссию вели начальник областного управления Госавтодорнадзора Галина Архипова, курирующий эти вопросы заместитель главы администрации Твери Олег Кудряшов, начальник отдела управления ГИБДД УВД по Тверской области Михаил Нетребин, заместитель начальника департамента транспорта и связи Тверской области Павел Бархатов, работающие в этой сфере предприниматели, представители Тверской городской Думы, отраслевого профсоюза, журналисты и другие заинтересованные граждане.

Галина АРХИПОВА:

– На днях на территории области произошло двенадцатое ДТП с участием маршруток с начала 2010 года. Его допустил водитель предприятия «Парус», зарегистрированного в Бежецком районе… Нет нужды напоминать, что произошло ранее – 5 апреля – в Твери, когда погиб ребенок. Кстати, владелец лицензии уклоняется от контактов, отключив все телефоны. И вот 18 апреля – новая трагедия! В результате ДТП получил тяжелые повреждения и скончался в больнице пешеход. Для сравнения: за первые 4 месяца прошлого года произошло 6 ДТП с маршрутками, результат – 6 раненых. В этом году двое погибших и 12 раненых. Все согласятся, что нужно принимать срочные меры.

Для справки
По выводам Госавтодорнадзора, наиболее частые причины ДТП:  водители превышают скорость, нарушают требования сигнала светофора и не соблюдают очередность проезда. А также это несоблюдение ими дистанции, столкновения.


Все предусмотренные законом меры приняты, часть материалов уже направлена в суд. Но у нас двое погибших, у нас люди получили ранения! Нас, как федеральную службу по надзору в сфере транспорта, беспокоит, что не все лицензиаты (а их в Твери у нас в реестре 420) – это юридические лица, частные организации, индивидуальные предприниматели – выполняют лицензионные требования. Мы провели 529 проверок и выявили грубейшие нарушения.

Для справки
Выявлено 85 нарушений законодательства о труде, из них чаще всего – режима труда и отдыха. Также не всегда проводится предрейсовый осмотр водителей и технический осмотр транспортных средств перед выпуском на линию; в конструкцию машин вносятся несогласованные изменения; несвоевременно проводится медицинское освидетельствование водителей; не соблюдается порядок обслуживания и ремонта транспортных средств.

В случае с последним ДТП: сегодня утром я проводила проверку. Мне представили договор на техническое обслуживание и ремонт. Но фактически его не было. По документам водитель проходил курс повышения профмастерства, а по путевым листам он в это время находился на маршруте! Мы установили нарушение графика межсменного отдыха. Он выезжал из гаража в 6.30 утра, а заканчивал смену в 21.00. И это, к сожалению, не единичный случай. Какой вывод? Перевозка пассажиров у нас происходит с грубейшими нарушениями лицензионных требований!

На этой неделе, да и потом мы будем проводить проверки совместно с прокуратурой. Но проверки проверками, а людей не вернешь. Люди гибнут, получают ранения. Надо срочно менять ситуацию, и давайте подумаем, как это сделать.

Михаил НЕТРЕБИН:

– Абсолютное большинство ДТП происходит по вине водителей. Я тоже считаю, что основная причина – несоблюдение режима труда и отдыха. Неотдохнувший водитель не может реагировать адекватно на изменение ситуации на дороге! Особенно если он не высыпается регулярно. В 6.00 выезжает из гаража, домой попадает в 22.00 – 23.00, и все это сказывается на его реакции. Он не видит, что происходит на дороге. Возьмем наезд на пешехода на ул. Желябова. Светофор переключается на красный сигнал, все машины стоят, а он один поехал. Водитель вроде ничего не видит! Это говорит о его состоянии.

Вторая причина – график. Водитель должен – вынь да положь – в назначенное время быть на такой-то остановке. Причем эти графики кто-то сделал давно, не зная изменившихся условий или умышленно их не учитывая. Потому что количество транспорта на магистральных улицах запредельно, пробки, и без гонки этот график невозможно соблюдать! Существенно влияет и неотработанность городских маршрутов. Большинство их проходит через центр города. Водитель думает лишь о том, как успеть. А когда еще начинаются гонки между собой… И в конечном результате все это приводит к печальным последствиям.

Еще одна причина. Пройдите по городу вечером – сколько маршруток стоит по дворам! А утром они выйдут на маршрут. Кто осмотрел водителя, транспортное средство? Все это свидетельствует о халатном отношении предпринимателя прежде всего! И больше всего этим грешат мелкие предприниматели, имеющие две-три машины. Они проводят необходимые мероприятия – предрейсовые осмотры – только на бумаге.

Администрация города поручила ТГТУ провести исследования по оптимизации движения. На их основе будет разработана схема. Она еще не до конца готова и внедряться также будет достаточно долго.

Корр.: – Разве она не устареет?

МИХАИЛ НЕТРЕБИН:

– Она должна разгрузить центральные городские магистрали и найти альтернативные пути движения маршруток и оптимизировать маршруты автобусов малого и среднего класса с учетом пассажиропотока. Чтобы не сгонять все маршрутки на Тверской проспект, чтобы большой автобус не ходил полупустой…

Корр.: – А к тому времени, когда она будет готова, пассажиропоток не изменится?

Павел БАРХАТОВ:

– Все, что сказали Арипова и Нетребин, справедливо, и повторяться я не буду. К сожалению, все три года, что я работаю заместителем начальника областного департамента транспорта, я слышу одно и то же, и ничего в ситуации с маршрутными такси в городе не меняется! Что же касается схемы пассажиропотока, то это один из важнейших документов, который подсказывает нам, как строить движение в городской черте. Но это одна из составляющих нормальной транспортной модели. Областной департамент разработал транспортную модель Тверской области, которая, к сожалению, не распространяется на Тверь, хотя мы постоянно делаем такие предложения руководству города. А составление такой модели – залог того, что можно будет оперативно реагировать на различные изменения. Соответственно на изменения пассажиропотока, маршрутов движения… Но не хотелось бы обмениваться претензиями. Мы все же надеемся, что итогом «круглого стола» станут какие-то совмест­ные решения. Хотелось бы выслушать предпринимателей…

Владимир ЧЕРНЫШЕВ, председатель профсоюза предпринимателей «Солидарность»:

– Сколько ни говорят об этом на всех уровнях, а никто не поднимает темы экономической. Именно экономическая составляющая – это основная причина всех недоработок. Если бы тариф был, как в Клину,  20 рублей в муниципальном транспорте и 25 – в маршрутных такси, многие проблемы были бы сразу решены. Был бы второй и третий водитель, не было бы нарушений режима труда и отдыха. Вот эту составляющую, как основную в плане безопасности, никогда не рассматривают органы власти.

Павел БАРХАТОВ:

– Чтобы предприятия в условиях убыточных тарифов могли выживать, существуют различные формы субсидирования.

Николай МАСЛОВ,  заместитель председателя НП «Приоритет»:

– При чем тут тарифы? Это лищь одна из составляющих проблемы. Главное, ради чего мы сегодня собрались, – под колесами гибнут люди. В законе о местном самоуправлении прописано, что муниципальные органы должны создать условия для предпринимателей, независимо от того, чем они занимаются – перевозками ли, торговлей…
Лично для меня, как мелкого предпринимателя, условия создает только Госавтонадзор. С нами постоянно проводятся занятия, совещания. Для нас организованы курсы повышения квалификации. Для наших водителей тоже организованы курсы повышения квалификации по профессиональной подготовке в учебном комбинате. Все это держится под контролем федерального органа.

Если говорить о безопасности и ее составляющих: наши водители – это тоже одна из составляющих, тарифы – вторая. Составляющих частей очень много. Прежде всего – состояние дорожного покрытия, дорожные знаки, работа светофоров. Мы говорим о пробках? Мы просим: сделайте светофоры, чтобы для пешеходов, к примеру, светофор работал 30 секунд, а две минуты – для машин. А они работают по 30 секунд и для пешеходов, и для машин. Пробка создается. Об этом говорим год. Что мешает поставить реле? Ничего.

Далее – нет нормальных парковок, нет освещения на улицах, полное отсутствие разметки на дорогах города. Администрация города пошла навстречу – определили остановки для маршрутных такси. И что интересно – все места общественного транспорта, к которому сегодня отнесены и маршрутки, забиты автомобилями. Сотрудник ГИБДД не частника наказывает, занявшего чужое место, а водителя маршрутного такси, которому остановиться, кроме как во втором ряду, негде. И каждый считает, что он прав. Условия для нас не созданы. Кроме того, в ужасном состоянии находятся остановки.  То же самое и с «карманами» – слой грязи. Никто не убирает. Поэтому пассажиры стоят и голосуют на проезжей части. 

Мы ежегодно даем 56 миллионов рублей дохода в казну города, которыми покрываются долги муниципального транспорта. Мы же ничего с этого не имеем. Можно было хотя бы лампочки вкрутить, чтобы осветить дороги…

Евгений ПАРФЕНОВ, член правления НП «Приоритет», старший маршрута №4:

– Все сейчас заявляют: резко увеличилась аварийность. Объясняю почему. Я, как бизнесмен, не вкладываю в последнее время в свой бизнес деньги. А я их пытаюсь из этого бизнеса изъять. Потому что не получаю от городской власти четких указаний, не знаю перспектив. Нам говорят, что в мае нас могут снять с маршрута. Какой разумный человек будет вкладывать деньги в обеспечение безопасности, обучение людей, замену машин, не имея будущего? Я вижу так проблему: если бы город был заинтересован в безопасности, а не в смене перевозчиков (а нас пытаются с рынка выдавить), мне бы сказали: вот тебе пять лет, вот тебе задача – купить новые машины, оборудовать стоянки… Я буду брать кредиты, покупать машины, и тогда с меня можно будет спросить. А чего сейчас с меня спрашивать, если у меня нет ни договора с администрацией, ни будущего! Я в свое дело вложил личные деньги. Много денег. И жизнь. Я 15 лет в этом бизнесе. Что теперь?

Олег КУДРЯШОВ:

– Отчасти я с вами соглашусь. Безопасность требует финансовых вложений. Чем меньше будут вкладывать в маршруточный бизнес, тем страшнее нам будет ездить в маршрутках. Чем меньше мы будем вкладывать в дороги, тем тяжелее будет ситуация на дорогах! Заниженные тарифы не позволяют вовремя производить техобслуживание, покупать запчасти, привлекать квалифицированных водителей, так как они потребуют соответствующей зарплаты. Почему у нас гастарбайтеры за рулем? Потому что им можно мало платить. Мы же понимаем, что с такими тарифами можно ежегодно банкротить транспортные предприятия! Все дорожает –  и запчасти, и бензин, расходная часть меняется, а доходная остается прежней!

Но насчет выдавливания из бизнеса я не согласен. Последние годы курс взят на прозрачность, равную доступность к государственному и муниципальному заказу. Все происходит на конкурсной основе, обеспечивающей равный доступ к процессу. Но когда речь идет о возможности конкурсной процедуры на замещение того или иного маршрута, то поднимается буря возмущения и начинаются разговоры о заговоре и попытках кого-то убрать с рынка. Наоборот, это выбор наиболее достойного перевозчика. Другое дело, что власти, и РЭК прежде всего, должны объективно подойти к тарифообразованию, и, если тариф у нас регулируемый, значит, нужна субсидия, которая компенсирует предпринимателю все расходы, включая инвестиционную составляющую.

В Санкт-Петербурге также регулируемые тарифы. Там 19 рублей – социальный тариф в общественном транспорте. И част­ные перевозчики получают субсидию на возмещение затрат – до размера экономически обоснованного тарифа. Но там есть и коммерческие тарифы со свободными ценами. А у нас при той же расходной составляющей тариф в 10 рублей на автобусе и троллейбусе считается достаточным! А на маршрутке – в 12 рублей… Почему в Питере 19 рублей – убыточный, а у нас 10 –12 – достаточный? Если пересмотреть тариф, то будет и нормальный транспорт, и более качественная услуга, и условия более безопасные.

Так что проблема не только во властях или в перевозчиках. Проблема системная, общая и требует понимания. Мы очень бережем свое население, защищаем, говорим, что оно не в состоянии платить, но на самом деле разоряем перевозчиков – и муниципальных, и частных! Раз тарифы регулируются, то перевозчику нужно доплачивать.
Корр.: – Господа, мы понимаем, что тарифы рано или поздно придется пересматривать и населению нужно к этому готовиться. Но прозвучало сладкое слово – о субсидии – и тревожное – нас выдавливают с рынка…

Олег КУДРЯШОВ:

– Субсидии выплачивает тот орган, который занимается тарифным регулированием. И это никакое не выдавливание, а приведение законодательства к общему знаменателю. У нас все распределяется на конкурсной основе.

Герман ГОЛОВАНИХИН, депутат Тверской городской думы:
– Я тоже говорю, что никто никого не собирается выдавливать с рынка. Основной протест перевозчиков вызван предстоящим конкурсом. И прокуратура тоже им недовольна, потому что на конкурсе выигрывает один человек. Но почему в других областях конкурс – это нормально, а здесь – нет?

Олег КУДРЯШОВ:

– И мы не собираемся выставлять весь город одним лотом. Если будем проводить конкурсные процедуры, то поделим город на лоты. Чтобы была возможность поучаствовать крупным перевозчикам и малым.

Для справки
По выводам Товарищества инициативных граждан России (ТИГРа) происходящее уже во многих городах вытеснение небольших компаний крупными перевозчиками не приводит к существенному снижению как аварийности, так и вовлеченности слабо подготовленных и плохо знающих город мигрантов, которых берут на работу в целях минимизации расходов на заработную плату.


Герман ГОЛОВАНИХИН:

– Нас, депутатов, более всего беспокоит состояние транспорта  и маршрутных такси прежде всего. В салонах грязно, никакой информации, неизвестно, какие интервалы между такси… Есть, конечно, маршруты, по которым можно спокойно ездить, – №23, №5... А вот №8 – это вообще беда!
Непонятны и графики движения. Рано утром маршрутки ходят только по Тверскому, по Вагжанова. Добраться из поселка Крупской или из Затверечья в центр вообще невозможно!

Валерий ВОДНИЦКИЙ, председатель НП «Приоритет»:

– Подытожим. На мой взгляд, слагаемые безопасности – это исправные пассажирские транспортные средства, соответствующие дорожным условиям и объемам перевозок, высокая квалификация и дисциплинированность водителей, исправные дороги с необходимым обустройством, рациональная организация движения плюс тарифная политика. О дорогах было сказано много – необходимо сделать парковочные карманы. Желательно выделить правый ряд, где возможно, хотя бы для пассажирского транспорта, наносить пластиковую разметку. Хорошо бы использовать положительный опыт Санкт-Петербурга, где на подходах к светофорам нанесены покрытия против скольжения, которые в два с половиной раза уменьшают тормозной путь автомобилей. Кроме того, на светофорах необходимо устанавливать табло обратного отсчета времени, которые позволят существенно снизить аварийность.
Аварийность – это на 90% человеческий фактор, дороги, автомобили. Водительский состав необходимо обучать начиная со школы, вводить отдельный предмет по правилам дорожного движения. Необходимо воспитывать всех участников дорожного движения, особенно пешеходов. Здесь не помешает социальная реклама. Мы готовы размещать ее на своих автомобилях. Привлечь телевидение, СМИ.

Что касается исправности транспортных средств. Полтора года мы не можем обновить автопарк, потому что ни договора, ни будущего у перевозчиков нет. Ситуацию исправят только долгосрочные отношения. Сегодня на дорогах можно увидеть лишь 30 – 50 процентов новых маршруток, причем улучшенного качества. Они стоят более миллиона рублей. И если их человек покупает, он должен окупить свои затраты, получить прибыль. Потому что, взяв кредит, можно лишиться всего.

О рациональной организации движения: транспортная схема, которую предлагает ТГТУ, на наш взгляд, абсолютно бессмысленна и носит временный характер. Плана развития города нет. Он года через два появится, и схему все равно надо будет менять. Она разрабатывалась в условиях кризиса, когда многие предприятия стояли. В принципе деньги брошены на ветер. В той схеме отсутствуют следующие маршруты маршрутных такси: 2, 3, 7, 15, 18, 20, 21, 22, 23, 35. Из 850 «газелей» остается 150. Все остальное – «пазики» и крупные городские автобусы. Если мы уберемся из города, многие районы, в том числе и Калининский, останутся по этой схеме оголенными.

И о тарифной политике. Постоянный ответ городской администрации «денег нет» в конечном счете отражается на безопасности. Для перевозчика надо создать такие условия, при которых он может качественно обслуживать пассажиров, сам устанавливать оплату проезда, исходя из собственных затрат, ситуации на рынке, и получать прибыль. За счет нее перевозчик может покупать надежную и удобную технику, нанимать квалифицированных и дисциплинированных водителей. В итоге будет улучшаться положение в сфере занятости, а также пополняться бюджет.

От редакции. «ТЖ» будет наблюдать за развитием ситуации и обещает еще вернуться к этой теме.

Автор: Подготовили Лидия ГАДЖИЕВА, Наталья РАЧЕНКОВА
68

Возврат к списку

208 избирательных кампаний пройдут в Тверской области
Избирательная система региона с честью выдержала ответственный экзамен. Состоявшиеся 18 марта выборы Президента РФ на территории Тверской области проведены без серьезных замечаний и получили высокую оценку, в том числе и со стороны международных наблюдателей.
19.04.201811:35
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость