20 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Транспорт 30.04.2010

«Космическая» одиссея тверских автобусов

Установка оборудования GPS/Глонасс на общественном транспорте – вопрос времени

Установка оборудования GPS/Глонасс на общественном транспорте – вопрос времени

Людям среднего и старшего поколения не нужно объяснять, что такое Глонасс. «Это глобальная навигационная спутниковая система, создание которой в нашей стране началось еще в восьмидесятые годы», – ответит каждый. Отечественная навигационная система разрабатывалась по заказу Министерства обороны, и задачи у нее были в первую очередь военные. Но прошли годы, и спутниковая навигация начала применяться в самых разных сферах жизни. В конце прошлого года на свет появились Федеральный закон «О навигационной деятельности» и постановление правительства «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации Глонасс, или Глонасс/GPS». В соответствии с этими документами в течение 2010 года оборудование, позволяющее контролировать передвижение транспорта, должно появиться на всех автобусах, маршрутках и поездах, перевозящих пассажиров…

Новый федеральный закон вызвал немало споров среди владельцев автотранспортных пассажирских предприятий и водителей. Скептики заговорили о тотальном контроле, о нехватке денег на установку оборудования, о необходимости учить диспетчеров пользоваться компьютерными программами… Причина этого недовольства лежала на поверхности. «Тащи с работы даже гвоздь – ты здесь хозяин, а не гость» – таким принципом порой руководствуются водители, работающие на чужих и государственных машинах, заправляющие транспорт топливом, купленным за счет владельца предприятия или бюджета. Слив бензина и сдача лишних топливных талонов, «халтура» на стороне были привычными источниками пополнения их семейных бюджетов. Не секрет, что многие рейсовые автобусы подбирают по пути случайных пассажиров, платящих за проезд, но не получающих при этом никаких кассовых чеков… Одним словом, способов подзаработать у водителей пассажирского транспорта всегда было предостаточно.

Оборудование Глонасс, установленное на автобусе или маршрутке, ставит крест на незаконных способах получения дополнительного дохода. Сидя у компьютера, диспетчер может проследить, куда и как едет автобус или маршрутка, где и на какой период останавливается, контролируются основные технические параметры, расход топлива и нарушения скоростного режима. «Шаг влево, шаг вправо – «расстрел», – расстраиваются водители. И слышат в ответ резонный аргумент: GPS-оборудование – зло для неумелых и нечистых на руку водителей, а для профессионалов – способ лишний раз подтвердить свое мастерство и получить прибавку к зарплате… «Нет лишних денег на установку оборудования», – сетуют владельцы автопредприятий. В ответ приведем простые расчеты: на всех предприятиях, установивших на машины GPS-оборудование, было отмечено уменьшение расхода топлива. После анализа полученных данных вносились коррективы и в маршруты, что позволило сократить километраж и время нахождения в пути. Итог – существенная экономия денежных средств. На том же Западе, где GPS-оборудование установлено на всех пассажирских транспортных средствах, давно подсчитали, что оно окупается в течение одного-двух месяцев.
Как гласит пословица, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И на прошлой неделе руководители АТП области были приглашены в Осташков, где не так давно на всех автобусах автопредприятия было установлено GPS-оборудование. Прежде чем поделиться с коллегами-транспортниками опытом использования систем GPS/Глонасс, руководитель Осташковского АТП Евгений Сотник рассказал случай из жизни:

– Рядом с нашим предприятием работал экскаватор. Как-то шоферы подошли к водителю экскаватора, попросили отъехать. «Извините, ребята, не могу – меня контролируют», – ответил водитель и объяснил, что наблюдение ведется через спутник. Тогда я понял, что новое оборудование меняет не только принципы работы – оно меняет психологию людей.

Сложные аббревиатуры и термины отпугивают многих, но сотрудники Осташковского АТП очень скоро убедились, что все проще, чем кажется. Во-первых, все коммерческие предприятия, занимающиеся установкой GPS/Глонасс-оборудования, предлагают сначала опробовать новинку бесплатно. Понравилась – заключается договор, не понравилась – как говорится, дело хозяйское… Договор предполагает единовременную покупку оборудования и последующее техническое обслуживание и сопровождение. Это означает, что сотрудники фирмы, устанавливающей оборудование, наладят все нужные компьютерные программы, обучат диспетчера и будут помогать ему в дальнейшей работе.

– Мы не пожалели, – делится впечатлениями Евгений Сотник. – Маршруты сокращаются на 20–30 км, уменьшается расход топлива, водители не нарушают скоростной режим… Если экономия за счет использования GPS-оборудования составляет до 30%, что же мешает создать премиальный фонд для водителей?

…В качестве примера руководитель Осташковского АТП зачитал списки водителей, которым были начислены премии по итогам месяца, и тех, кто вошел в число «нарушителей». В первом случае речь шла о солидных прибавках к зарплате, в среднем полторы-две тысячи рублей. По словам Евгения Сотника, не прошло и месяца, как водители, ранее протестовавшие против установки системы Глонасс-мониторинга, признали: вещь нужная и полезная, причем для всех. Для руководителей автопредприятий – потому что это возможность контроля за качеством работ и поиска оптимальных логистических решений. Для водителей – потому что, во-первых, это дисциплинирует, во-вторых, позволяет своевременно получить помощь в любых непредвиденных ситуациях. Для пассажиров же это дополнительные гарантии безопасности. Если, не дай Бог, по дороге кому-то станет плохо, «скорая помощь» прибудет в срок – координаты местонахождения автобуса врачам сообщит диспетчер. И все это благодаря спутникам, гуляющим где-то на орбите и передающим на Землю данные о космических станциях, рельефе, погоде… А теперь еще – и об одиссее тверских автобусов, везущих пассажиров из города в город, из поселка в поселок.

Автор: Юлия ОВСЯННИКОВА
50

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость