30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура15.06.2015

Отрицательное обаяние

Фотограф: NOVOSTEY.COM

большого актера Владимира Головина

большого актера Владимира Головина

В откликах зрителей на его кончину сквозила настоящая боль, которую невозможно сымитировать. Причем писали люди самого разного возраста. Одни помнят умного и беспощадного Бориса Савинкова в фильме «20 декабря», другие — вора в законе Барона в «Холодном лете пятьдесят третьего», третьи — обаятельного гангстера Мика Нича в комедии «Дежа вю», а четвертые — авторитета Буржуя из «Марша Турецкого». А если актер остался в памяти, значит, все было не зря. 

На театральных сценах…

Он родился 26 апреля 1940 года в Калинине, где его 20-летняя мама, Екатерина Головина, была восходящей звездой местного драматического театра. Отец Володи погиб на Финской войне еще до его рождения. Едва сын подрос, Екатерина Алексеевна отправилась кочевать по разным театрам, куда ее приглашали работать. Они жили в Вышнем Волочке, Кирове, Омске, Ленин­граде. Не только мать, но и отчим, актер Павел Лешков (учитель Бориса Чиркова и Николая Черкасова) приложил руку к творческому становлению Владимира: учил с выражением читать стихи и прозу, объяснял, как грамотно вживаться в сценические образы. Судьба Павла Ивановича была трагичной: летом 1943 года его арестовали по ложному доносу, и он отбывал наказание в лагере возле Рыбинска, пока из-за истощения не был «сактирован» и выслан в Бежецк. В дальнейшем работал в провинциальных театрах, где и познакомился с Екатериной Головиной. 

Владимир вышел на сцену театра МГУ, еще учась в 8-м классе, сыграв подростка в пьесе Михаила Шатрова. Когда семья перебралась в Омск, он подружился там с Владиславом Дворжецким, который однажды даже спас ему жизнь, вытащив из-подо льда не до конца замерзшей реки. 

В 1962 году Головин окончил актерский факультет Государственного института театрального искусства в Москве, а через 10 лет — режиссерское отделение факультета драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Хорошим опытом стал для него Кишиневский русский драматический театр им. А.П. Чехова, где наш земляк в 1970-е годы был главным режиссером. 

Спустя четыре года Головин вернулся в Москву и работал режиссером в Театре имени Моссовета. Он пришел к Юрию Завадскому незадолго перед его кончиной, поэтому сотрудничество было недолгим. На сцене прославленного театра тогда играли Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Леонид Марков, Георгий Жженов, Геннадий Бортников. У Завадского была своя творческая система, сочетавшая условность формы с психологической разработкой характеров, и в центре спектаклей всегда оказывался актер, какие бы пьесы ни ставились — от Шекспира и Гольдони до Горького и Розова. Говорили, что Завадский «коллекционирует» актеров, а они были благодарны ему за заботу, и даже зрелые мастера сцены видели в нем наставника. Это оказалось близко и режиссеру Владимиру Головину.

После смерти Юрия Александровича он перешел на Ленинградское телевидение главным режиссером редакции литературно-драматических программ, участвовал в создании ряда проектов, в том числе молодежных, которые впоследствии стали символом нового времени. 

…и большом экране

Кинодебют Головина состоялся в 1981 году в историческом фильме Григория Никулина «20 декабря», где наш земляк сыграл главную роль вождя эсеров Бориса Савинкова. Он создал запомнившийся надолго образ интеллектуала – циничного, лишенного чувства страха и безжалостного. Сочетание абсолютной невозмутимости с колоссальной внутренней энергией было в советском кинематографе совершенно непривычно при создании отрицательного характера. За эту роль Головин был удостоен в 1983 году Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. 

Зрители открыли для себя выдающегося актера, и с этого времени любая роль Головина, даже эпизодическая, оценивалась ими с оглядкой на уровень раскрытия образа Савинкова. И наш земляк ни разу не дал повода усомниться в своем мастерстве. Немалое значение, конечно, имела и его фактурная внешность. 

Он был буквально нарасхват, и лучшей кандидатуры на роль злодея, преступника, мафиози в отечественном кинематографе тех лет, пожалуй, не было. Головин обладал на экране редким отрицательным обаянием. При этом его художественная палитра была необыкновенно богатой: вспомним хотя бы незабвенного Миколу Ничипорука в советско-польской гангстерской комедии-фарсе «Дежа вю».

И все же наиболее запоминающейся была роль вора в законе Барона в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987 год, Государственная премия СССР). Трудно найти в нашей стране зрителя, который бы не посмотрел этот страшный и пронзительный фильм, где рядом со светлыми образами, созданными Валерием Приемыховым и Анатолием Папановым, черной тенью стоит головинский Барон. Он абсолютный злодей, но имеет определенные убеждения и следует им. 

Когда мама Владимира Ивановича совсем состарилась, и за ней нужен был постоянный уход, он оставил столицу и переехал в поселок Березайку Бологовского района, где жил в детстве и где был маленький бабушкин домик — «головинское гнездо». Он женился на технологе местного леспромхоза Вере Бровкиной, они обвенчались в московском храме Святителя Николая в Хамовниках. 

С 1997 года Головин некоторое время работал режиссером телестудии «Спектр» в Бологом, а также откликался на приглашения сняться в том или ином фильме. Он появлялся в эпизодических, но по-прежнему ярких ролях — например, Ахмета Ташкентского в «Олигархе» (2002), слепого деда в «Поводыре» (2007). 

Его последней работой стала картина Сергея Лозницы «Счастье мое» (2010), которая побывала на фестивалях в Каннах, Нью-Йорке, Вологде, Карловых Варах, Перми, Гамбурге. В ней наш земляк сыграл ветерана-фронтовика, поведавшего горькую историю о том, как советский патруль беззастенчиво отобрал скромные подарки, которые он привез домой после войны, и в итоге поломал всю его судьбу. 

* * *
Близкий друг семьи Головиных Татьяна Головко рассказывает: «Необыкновенно светлый и добрый человек. У него были просто грандиозные планы на жизнь… За несколько дней до смерти он вернулся со съемок, которые проходили на Валдае. 27 октября должен был сниматься в Москве в картине «Антикиллер-3», и тут... Этой трагедии не ожидал никто». 

У Владимира Ивановича была аритмия сердца, но, несмотря на диагноз, он продолжал активно работать. Внезапно оторвался тромб, начались необратимые процессы. Актер сгорел буквально за три дня. 

При жизни он большое внимание уделял юным дарованиям – постоянно устраивал мастер-классы, вечера кино. Его слушали, затаив дыхание. 

20 октября 2010-го Головин должен был провести очередной кастинг, а за два дня до этого его не стало. Он похоронен в родной ему Березайке, на могиле установлен прекрасный памятник. Фестиваль «Мы зажигаем звезды», организатором которого был Владимир Иванович, назван его именем.

Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
25

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию