09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура10.06.2015

От извержения вулкана до сирени на Волге

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ

В областной центр привезли фотографии Вадима Гиппенрейтера

В областной центр привезли фотографии Вадима Гиппенрейтера 

В малом выставочном зале Тверского городского музейно-выставочного центра открылась выставка «Заповедная Россия». Пейзажи, архитектурные памятники, природные явления, снятые мастером в разное время, лучше всего иллюстрируют строчки из известной песни «Широка страна моя родная».

Вадим Гиппенрейтер объездил весь бывший Советский Союз – он побывал везде, где только можно было побывать. Он, например, стал одним из немногих, кто снял извержение вулкана Толбачик на Камчатке в 1975 году. Особенно хороши фотографии в большом формате, именно такие карточки выставлены в Твери. Выставка приехала в областной центр по инициативе регионального отделения Союза фотохудожников России, председатель которого Мария Сахно много сделала для организации вернисажа одного из основателей и крупнейшего представителя отечественной школы художественной и пейзажной фотографии.

Ровесник Октябрьской революции, Гиппенрейтер свое увлечение унаследовал от отца, которого он видел только на фотографии – в 1917 году он трагически погиб. Будущий мастер хорошо усвоил слова своего отчима, который говорил, что хороший фотограф может снять даже стеклянной пуговицей. Сам Вадим Евгеньевич всю жизнь снимает на старую деревянную камеру 1895 года: она легче и удобнее современных металлических, но старый деревянный корпус он оснастил самой современной оптикой и пленкой. Там, где можно было снимать не спеша, он ставил штатив, накрывался тряпкой и, пока не утрясал кадр, не уходил с этого места. Художник в своих воспоминаниях признается, что камера большого формата – 13х18 – «имеет все уклоны, можно увидеть качество поверхности, есть возможность перспективных исправлений, введения в резкость отдельных планов».

Таким образом мастер создал 50 000 слайдов среднего и большого формата. Гиппенрейтер запечатлевает на своих снимках природу, причем в самых крайних ее состояниях, в том числе во время дождя, когда фотограф может проявить все свои способности. В фотографии, признавался автор, всегда есть его присутствие: «Это мое видение и ощущение, мой способ построения кадра…
Я снимаю только то, что мне самому нравится. Копирование природы никуда не годится. Самая сложная задача – уйти от натурализма». Чтобы уйти от него, он что-то корректировал, когда проявлял пленку, иногда для этих целей он использовал светофильтры, различные расстояния, пробовал многие способы построения кадра. И в итоге сглаживал, убирал ненужный натурализм. Вообще Геппенрейтер, по его собственному признанию, учиться успевал всегда. Тяга к природе, например, привела его на биологический факультет МГУ, потом он три года учился в медицинском институте. И если первый вуз он не окончил потому, что имел дворянское происхождение, то врачом не стал потому, что рамки одной специальности были для него слишком узкими. Пошел в Суриковский институт, стал скульптором, работал тренером по горным лыжам, в которых добился немалых успехов… Писал для газет и журналов, готовил альбомы пейзажных очерков, первый из которых – «Сказки русского леса» – до прилавков магазинов так и не дошел, весь тираж раскупили еще в типографии.

На выставке представлены работы, сделанные на протяжении всей жизни в разных уголках страны:
Русский Север, Центральная Россия, Дальний Восток и Камчатка, Урал и горы Кавказа. Они, конечно, в большинстве своем имеют вид парадной открытки, но кто говорит, что это плохо. Кижи и древний храм Покрова на Нерли, воды Сороти в Псковской области и цветущая сирень на берегу Волги, Саяны и Соловецкий монастырь. Некоторые кадры обладают такой смысловой насыщенностью, что на одной карточке, например, «Осень в Карелии», запечатлены несколько совершенно самостоятельных мотивов. Впрочем, автора, кажется, напротив, весьма привлекает эта избыточность, как не смущает известная прямолинейность композиционных решений. Экспозиция порой вызывает резонный вопрос: почему ученик Фалька и Фаворского делит кадр на две равные части? Но делает это он, вероятнее всего, вполне сознательно.

Вадим Гиппенрейтер считает, что фотография скована своей документальностью и превратить ее в какую-то условность, в искусство очень сложно. Ее можно только «приподнять» – своим отношением. Как это делает он.

Евгений ПЕТРЕНКО, репродукции  Александра СОЛОДКОВА

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
16

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию