19 Января 2017
$59.18
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура08.06.2015

Сказка, а не ремесло

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ

Так можно назвать произведения новоторжских золотошвей

Так можно назвать произведения новоторжских золотошвей

«Спешу, княгиня, послать вам поясы. Вы видите, что мне представляется прекрасный случай написать вам мадригал по поводу пояса Венеры…» – так писал в ноябре 1826 года Пушкин 
из Торжка в Москву княгине Вяземской.

К письму был приложен щедрый дар – торжокские золототканые шелковые пояса. Знаменитая московская красавица потом упрекнула поэта в излишних тратах, но, конечно, не могла не оценить красоты презента. Он, кстати, стал поводом для широко известного пушкинского каламбура:
«Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы».

Пушкин видел произведения новоторжских промыслов в то время, когда древнее ремесло, пришедшее на тверскую землю из Византии, находилось в пиковой точке его развития.
Золотошвейный промысел сложился в Торжке к XVII веку. Его расцвету способствовало прежде всего местоположение города между двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Редкий путешественник, проезжая через Торжок по казенным или личным надобностям, покидал город без вышитых золотом подарков. По легенде, Екатерина II была очень удивлена искусством новоторок, которые преподнесли ей платье из голубого атласа с вышитыми на нем золотыми лилиями. Оно так понравилось императрице, что она назвала его чудом, а мастерицу, сделавшую его, забрала с собой в Петербург. Легенда утверждает, что мастерица не отличалась особой миловидностью, тогда Екатерина Великая выбрала 12 самых красивых девушек и отправила их учиться мастерству в город на Тверце, сказав при этом, что красивые вещи должны создаваться только красивыми людьми.

Об истории золотошвейного искусства рассказывает выставка «Сказочное ремесло», открывшаяся в лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра. Основу ее составила коллекция Тверского государственного объединенного музея, которая дает возможность наглядно проследить, как менялся промысел с течением времени. Стоит прежде всего сказать, что искусными мастерицами лицевого шитья в Торжке слыли монахини Воскресенского монастыря. То, что в XVIII – XIX веках торжокская золотная вышивка вошла в моду у знати, лучше всего доказывают история из биографии Пушкина и легенда про Екатерину II. Причем вышивкой украшались не только дамские наряды, но и мундиры придворных, не говоря уже о подвенечных платьях и аксессуарах. Она дополнялась бисером, блестками, канителью и жемчугом – все это делало костюм еще богаче и пышнее.

Впрочем, не только представители высшего сословия имели в своем гардеробе платья, вышитые золотом. Традиция украшения одежды подобным образом была широко распространена и в крестьянской среде. Праздничные головные уборы (кокошники, сборники и сороки), а также такие элементы одежды, как сарафан, рукава рубахи, платки, богато вышивались золотыми и серебряными нитями. Большой раздел экспозиции посвящен именно таким произведениям. В отдельных витринах выставлен, например, подзатыльник сороки, бывший деталью старинного женского головного убора и покрывавший затылок. Этот экспонат датируется концом XIX века и выполнен, как и было принято, из легкой ткани – из льна, шелка, его украшают помимо золотой нити блестки. Кокошник того же времени демонстрирует способ вышивки «в прикреп», когда золотой нитью покрывается только лицевая сторона ткани. По головным уборам, представленным на выставке, можно увидеть высочайший уровень мастерства золотошвейки, которая не имела права на ошибку – переделать начатый узор было уже нельзя. Прежде всего по причине чрезвычайной дороговизны материала.

Модницы всех времен самым внимательнейшим образом относились к аксессуарам. И это не только пояса, пленившие своей красотой княгиню Волконскую, но и небольшие сумочки или подвесные карманы. Один из них, вошедший в экспозицию, происходит аккурат из пушкинской эпохи – первой половины XIX века – и украшен растительным орнаментом. В более позднее время ассортимент подобных вещей будет значительно расширен – в обиход войдут декоративные театральные сумочки, в которых, по всей видимости, носили бинокли, нагрудные подвески и многое другое. С этим связана послереволюционная история промысла. После победы большевиков была образована Торжокская золотошвейная артель имени 8 Марта. Ее работницы занимались преимущественно вышивкой знаков отличия для Красной Армии, а кроме того, расшивали бювары, книжные закладки, декоративные подушки и сумочки. В новых узорах они сохраняли мотивы традиционных золотных вышивок XVII–XVIII веков.

Богатая традиция прослеживается и в произведениях, созданных в советское время. Не обошлось здесь, разумеется, без влияний моды. Например, популярность туристского движения обусловило создание панно «Турист», где место старинных орнаментов занимает тематическая вышивка – костер, палатки, лес и прочее. С идеалами Октября связано панно «Аврора», но таких работ, а их, вне всякого сомнения, было огромное количество, на выставке немного. Они так же заслуживают внимания, как традиционные произведения, поскольку это история промысла, который развивали мастера, создававшие авторские образцы вышивки. Они потом запускались в массовое производство, что порой влияло на качество продукции. С течением времени ручной труд мастериц сменила машинная вышивка, открывшая, конечно, новые возможности, но не отменившая личностного начала. В этом ремесле, может быть, больше, чем в каком другом, человек играет главную роль. 

В настоящее время мастерицы сочетают в своем искусстве традиции, новизну, индивидуальность и новаторство. И по-прежнему не придумаешь лучшего подарка из Торжка (пейзажи которого, выполненные Людмилой Юга и Всеволодом Солодовым, дополняют и углубляют экспозицию), чем вышитый золотой нитью пояс или панно с видами Нило-Столобенской пустыни, Райка или Твери.

Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
Фото Александра СОЛОДКОВА

Автор: Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
39

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию