11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика04.06.2015

Крутится, вертится…

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ

Рассказ о заводе, для которого импортозамещение стало стратегией развития

Рассказ о заводе, для которого импортозамещение стало стратегией развития

Уже более века производит автомобильные и промышленные подшипники шведская компания СКФ. Ими оснащены болиды «Феррари», пулей несущиеся по трассе «Формулы-1». В реактивных самолетах, обгоняющих звук, тоже можно обнаружить изделия марки СКФ. Однако большей частью назначение продукции компании вполне приземленное. Две трети номенклатуры выпуска занимают промышленные подшипники разных типов, и в этом сегменте шведы прочно удерживают мировое лидерство.

Тверской проект большой компании

Завод «СКФ Тверь» – первое и пока единственное предприятие фирмы, построенное в России. Его предназначение – производство буксовых подшипниковых узлов для железнодорожного транспорта.
История появления завода в Твери восходит к первой половине «тучных нулевых». В то время в РЖД задумали техническую революцию – перейти на новые грузовые вагоны, которые могли бы дольше ездить без ремонта. Ключ к увеличению пробега лежал в колесной части вагона, то есть, в итоге в подшипниках. И тут СКФ предложила российским железнодорожникам конический роликовый подшипник собственной конструкции с ресурсом эксплуатации 8 лет или пробегом от 800 тыс. до 1-2 млн километров в зависимости от типа вагона. Те ответили: «Стройте завод, а заказами мы вас загрузим».

В 2008 году было принято принципиальное решение о строительстве предприятия в России. При выборе площадки было несколько вариантов: Калуга, Владимир, Татарстан, «Уралвагонзавод» зазывал в Нижний Тагил. Выбрали Тверь, потому что, во-первых, здесь имелись квалифицированные кадры для машиностроения, во-вторых, были предложены выгодные условия при размещении нового производства в промзоне Боровлево, в-третьих, рядом находился Тверской вагоностроительный завод – крупнейший производитель пассажирских вагонов в Европе, потенциальный клиент СКФ. И по совокупности всех этих факторов Тверь выиграла.

Завод был построен в 2010 году по совершенно непривычному тогда в России стандарту LEED для промышленных сооружений. В энергосберегающем здании приносит пользу даже тепло от станков. Окна сделаны с таким расчетом, чтобы по максимуму использовать естественное освещение. Налажен полностью замкнутый цикл промышленного водопотребления. В итоге завод «СКФ Тверь» экономит 30% тепла, 40% электричества и 25% воды, что напрямую отражается на производственных затратах.

На момент открытия предприятие было самым современным. Аналогичные заводы СКФ в Италии и Китае отставали с точки зрения оборудования и технологии. При этом построенный корпус – только первая очередь, половина от того, что было запланировано в Твери.

Тем временем на рынке

Железнодорожный рынок в России и странах СНГ является вторым по объему в мире после Северной Америки. В 2011 году в СНГ производилось 100 тысяч грузовых вагонов. Для СКФ это казалось благоприятной конъюнктурой.

Но когда тверской завод открылся, рынка сбыта для его высококачественных подшипников вдруг не стало. В то время в РЖД произошла реформа, вагоны раздали частным операторам, которые не стремились вкладываться в модернизацию подвижного состава. На рынке появилось много дешевых вагонов, в том числе из Украины.

И все-таки революция свершилась. Заработал Тихвинский вагоностроительный завод. Он стал выпускать новые вагоны на современных инновационных тележках, к которым подходили подшипники СКФ. Это на 80% загрузило тверское предприятие. Параллельно «Уралвагонзавод» создал свои вагоны с увеличенной нагрузкой на ось и удлиненными межремонтными интервалами.
За счет конструкции тележки они менее негативно действовали на рельсовую инфраструктуру путей. Шведскими подшипниками из Твери кроме Тихвинского ВСЗ и «Уралвагонзавода» заинтересовались «Алтайвагонзавод», компания «Уральские локомотивы», предприятия «Трансмашхолдинга», партнеры в Казахстане. Продукция тверского предприятия оказалась востребована и на экспортных рынках, в частности, были осуществлены поставки в Китай, Австралию и Северную 
Америку.

Однако в конце 2014 года из-за курсового валютного скачка завод испытал серьезные финансовые сложности, поскольку производство было и остается в большой степени завязано на импортных комплектующих. И это подтолкнуло ООО «СКФ Тверь» взять курс на локализацию поставок комплектующих, то есть на замещение импортных деталей российскими.

Импортозамещение как вопрос выживания

 – В прошлом году мы сделали 45 тысяч подшипников, а в этом году планируем 90 тысяч, – говорит исполнительный директор ООО «СКФ Тверь» Александр Никитин. – Уже сегодня линия шлифовки работает в 3 смены, каждые 150 секунд выдаем комплект деталей на сборку. А если работать в 4 смены, можно производить и 150 тысяч буксовых узлов в год. Мы способны изготовить подшипник любого размера – от 150 до 400 мм по наружному диаметру. Можем работать 24 часа в сутки семь дней в неделю, только для этого объема нужен прежде всего рынок сбыта, нужна экономическая эффективность. Но будет локализация, – придет и эффективность.

Тверской завод изготавливает двухрядные конические подшипники. Изделия прошли жесткую сертификацию на соответствие техническому регламенту Таможенного союза, и поставщика любой из составных частей подшипника так просто не заменишь, ведь репутация партнеров СКФ проверена десятилетиями. Пока удалось локализовать, то есть выбрать российского производителя для стали, из которой делают кольца подшипника. Но сертифицировать сталь не означает автоматически сертифицировать заготовку из нее, поэтому российский металл отправляется в Италию, там раскатывается, формуется и приезжает обратно для окончательной обработки на тверском заводе СКФ. Тем не менее работа над увеличением числа комплектующих российского производства продолжается. Крепежные детали подшипников уже отечественные, теперь критически важно локализовать производство колец буксовых подшипников. Опытная партия уже в процессе.
Произведенный в Старом Осколе стальной пруток вместо Италии отправится в Ленинградскую область, где из него раскатают заготовки колец, произведут токарную обработку, отмаркируют и отправят в Тверь.

Сейчас в продукции «СКФ Тверь» около 40% российской себестоимости и 60% импортной. Задача – в следующем году сделать «своими» 60–70% стоимости компонентов. Тогда жить будет полегче.

Умный завод с русским акцентом

Один из основных принципов в шведской модели ведения бизнеса – это толерантность к разным национальностям и разделение бизнеса и политики. И неудивительно: на 140 заводах СКФ в 29 странах мира работают почти 50 тысяч человек. До конца прошлого года президентом компании был шотландец, вице-президентами – индиец и армянин. В СКФ самая большая ценность – это совершенно равные возможности для профессионального роста сотрудников, независимо от того, кто ты по паспорту и какой твой родной язык. Если у тебя хорошая голова и ты умеешь работать, ты можешь достигнуть очень больших высот, уверяет Александр Никитин, отдавший компании уже более 20 лет.

Он вспоминает, что завод в Твери строили иностранцы, первым директором был поляк, несколько шведов и немцев-технологов работали на этапе запуска. Но сегодня на заводе иностранцев нет.
Рабочие и мастера в цеху местные, менеджмент как тверской, так и из других регионов России.

Каждое утро в 9 часов директор производства проводит планерку. Обсуждаются технические вопросы, какие-то поломки, задержки в поставках. На заводах в Европе привыкли, если какой-то механизм вышел из строя, звонить в субподрядную техническую службу, которая в течение часа приедет и устранит неисправность. Здесь так быстро не получится, потому что специалистам из Швеции нужна виза. И наши рабочие с инженерами научились сами ликвидировать небольшие поломки.

 – В этом смысле наши ребята «покруче» будут, чем в Европе, – замечает директор. – Вышел из строя датчик, без которого пришлось бы две недели простаивать, так они его по своей инициативе разобрали и отремонтировали. Вообще, у нас очень хороший и стабильный коллектив. Мы стараемся мотивировать людей к труду, и они отвечают взаимностью.

Дмитрий Ходарев 
на правах рекламы

Автор: Дмитрий ХОДАРЕВ
55

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию