28 Июля 2017
$59.41
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
К 70-летию Великой Победы07.05.2015

Только вперед. Путей к отступлению нет

Фотограф: «Дороги Тверской области»

Бывшие фронтовики успешно руководили дорожными организациями. Пройдя через суровые испытания, они решали все задачи оперативно и в срок

Бывшие фронтовики успешно руководили дорожными организациями. 

Пройдя через суровые испытания, они решали все задачи оперативно и в срок

Незадолго до окончания Великой Отечественной войны в Тверской (в то время Калининской) области приступили к восстановлению дорожной сети. Эта функция была возложена на облдоротдел.

Страна была охвачена волной социалистических соревнований, все стремились досрочно выполнить план по строительству дорог. Рабочие нашего региона не остались в стороне и присоединились к движению. Восстановительные работы шли тяжело. Катастрофически не хватало работников-мужчин. Многое выполнялось вручную. Представьте, для ремонта одного километра булыжной мостовой требовалось 160 кубометров камня. Его летом заготавливали вручную, а зимой вывозили на санях, запряженных лошадьми и быками.

Но, несмотря на все сложности, дорожники, среди которых преимущественно были фронтовики, километр за километром прокладывали пути для транспорта. Протяженность вновь построенных местных дорог уже в 50-е годы колебалась от 13 до 25 километров ежегодно, зато капитальный ремонт превышал эти показатели на порядок и составлял от 400 до 500 километров. Но уже к концу 1956 года протяженность дорог с твердым покрытием в области увеличилась на 200 километров по сравнению с 1950 годом и составила 2,2 тысячи километров.

Практически все дороги Верхневолжья с 1960 года находились в ведении областного Управления строительства и ремонта дорог, которое возглавлял Иван Иванович Соловьев. Отметим, что на своей должности он проработал почти полтора десятилетия и за это время внес неоценимый вклад в развитие отрасли. Он стал первым внедрять новые технологии строительства дорог. Те, кому довелось с ним работать, вспоминают его с благодарностью, несмотря на то, что это был довольно жесткий руководитель. На отдыхе он мог шутить с подчиненными, но, когда речь шла о деле, требовал неукоснительного исполнения принятого плана по объемам и качеству работ. 

Авторитетом у коллег и столичного руководства пользовался и Николай Иванович Измоденов. В профессию он пришел в 1951 году, а через 20 лет, уже имея за плечами большой опыт, был назначен на должность начальника автодороги Москва – Санкт-Петербург. За первые три года работы Николая Ивановича объем строительства вырос в три раза. По 50 километров дорожного полотна в год удавалось расширять – с двух до трех полос. На всю страну стал известен опыт команды Измоденова по созданию 100-тонных термосов-бункеров. С их помощью практически беспрерывно на трассу поставлялись асфальтобетонные смеси. 

Вчерашние фронтовики руководили успешно и районными дорожными организациями. Сделают звонок – и завтра на стройку подвезут щебень, перебросят с одного участка на другой необходимую технику. Это было время, когда работа строилась на доверии, необходимые документы могли заполняться и задним числом. Среди тех, кто работал, невзирая на все сложности, нехватку людей, техники и материалов: Иосиф Михайлович Бараховский, Алексей Степанович Принцев — он руководил Максатихинским ДРСУ, Федор Никитович Никитин – начальник ДЭУ-773 в Вышневолоцком районе, Герой России Николай Андреевич Сальников, который после службы в Вооруженных силах долгое время работал в аппарате «Автодора», начальник проектной конторы Иван Алексеевич Соколов, ветеран отрасли Владимир Иванович Харичев, а также Иван Корнеевич Бруй, Андрей Александрович Смирнов, Исаак Александрович Витенберг, Алексей Петрович Суязов, Мария Ивановна Суязова. В 60-е годы в Управление строительства автодороги Москва – Рига пришли Иван Иванович Иванов, Владимир Ильич Бортяш и Виталий Александрович Лемешко.

Перед дорожниками государство ежегодно выдвигало новые и новые задачи. Важным рычагом в выполнении планов пятилетки были социалистические соревнования. Участников соцсоревнований нацеливали на повышение производительности труда, экономное использование материалов, времени, а руководителей призывали проводить политическую и экономическую учебу. Например, в Максатихинском ДУ при Принцеве этим занятиям отводилось от 60 до 130 часов.

Государственный подход дал результаты: к концу 1975 года протяженность автодорог общего пользования в области достигла 10 тысяч километров. Из них дороги с твердым покрытием составляли 7,1 тысячи километров. Еще через пять лет дорожная сеть Верхневолжья увеличилась на 300 километров. В течение 70-х годов были построены или реконструированы участки на автодорогах Красный Холм – Весьегонск, Горицы – Кимры, Вышний Волочек – Фирово, Торжок – Высокое – Старица и другие. 

Развитию дорожной сети региона после войны положили начало именно фронтовики, работающие под лозунгом «С платформы – в бой». Благодаря их самоотверженности они отвоевали у бездорожья сотни километров и наладили транспортное сообщение.

Анна СМОЛИНА
Использованы материалы 
из книги «Дороги Тверской области»
Автор: Анна СМОЛИНА
31

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость