26 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура13.04.2015

Пластика жанра

Фотограф: ПАВЕЛ ОСАДЧИК

В ТЮЗе сыграли «Мертвые души»

В ТЮЗе сыграли «Мертвые души»

В Тверском театре юного зрителя состоялись премьерные показы спектакля по поэме Николая Гоголя в инсценировке Михаила Булгакова, приуроченного к Году литературы. В постановке Наталии Лапиной история о том, как Чичиков ездит по помещичьим усадьбам и скупает крестьянские мертвые души, приобрела современное сценическое звучание.

Булгаковская инсценировка, поставленная в Московском художественном театре и имевшая довольно большой успех, в то время претерпела достаточно много изменений в ходе репетиционного процесса и вообще вызывала у автора, думается, скорее печаль, нежели радость. Так, исчезла Роль Первого (читай – самого Гоголя), изменились сцены, возникла другая редакция комедии, ее театральный вариант. Булгаков сетовал в одном из писем, что неизвестно, кого из авторов ему еще придется инсценировать – то ли Лескова, то ли Брокгауза-­Ефрона… Вместе с тем, по наблюдениям исследователей, весь текст Булгакова есть текст самого Гоголя, в нем нет ни одного чужого слова. В спектакле Наталии Лапиной, которая уже поставила на нашей сцене спектакль «Алиса», к булгаковско-­гоголевскому слову добавились фразы из словаря. Их произносит кучер и лакей Чичикова Селифан (лакей Петрушка, имеющийся в тексте пьесы, из спектакля вымаран), объясняющий зрителям значение устаревших слов, понятий, явлений: кто такой коллежский секретарь, что такое ревизские сказки. Действительно, мало кто знает, что коллежский секретарь – это гражданский чин X класса в Табеле о рангах. Но за текстуальными нововведениями постановщика следить, возможно, не так интересно, нежели за тем, как разыгрывается сюжет, подсказанный Гоголю, как известно, Пушкиным.

Занавес к «Мертвым душам» представляет собой лоскутное панно (нехитрые узоры его потом повторятся на халате Плюшкина, подкладка которого – такой же веселой расцветки). В прологе занавес поднимается едва ли на треть, видно только чьи-­то босые ноги. Дело происходит в Опекунском совете, стало быть, это чиновники, которым Чичиков (Михаил Хомченко) дает взятки, засовывая деньги прямо между пальцами их ног. Но именно здесь коллежскому советнику подают мысль купить и потом заложить покойников. В какой-­то момент ноги одного из этих чиновников поднимаются над площадкой и зависают в воздухе, рядом валяется стул, что сразу же навевает нехорошие мысли. Дальше – больше.

Пространство «Мертвых душ» сплошь состоит из верстовых столбов и шлагбаумов, на сцене трудно 
отыскать место, где бы они отсутствовали. Из них формируется обстановка того места, куда прибывает Чичиков, будь то губернаторский дом, владения помещиков, присутственное место или что-­то другое, не говоря уже о собственно дороге, в которой главный герой проводит много времени. Художник-­постановщик Александр Якунин все пространство спектакля делает одинаковым, в этом мире нет места ничему индивидуальному, только бесконечные, как Русь, многократно повторяющиеся белые и черные полосы. Они мелькают, завлекая, не менее эффективно, чем Манилов (Константин Григорьев), живущий то ли в Маниловке, то ли в Заманиловке. 

Нарастание сценического действия обеспечивается довольно быстрой сменой событий: от помещиков Чичиков уезжает, не успев приехать, так что остается не до конца понятно, например, с какой такой превеликой радости Манилов отдает ему умерших своих крепостных задаром. Каждая встреча Павла Ивановича с помещиками, а приезжает он к ним вовсе не в том порядке, как у Гоголя, исполнена как отдельные, почти бенефисные номера. «Медведь» Собакевич (совершенно точное попадание в роль Александра Евдокимова), «прореха на человечестве» Плюшкин (Александр Романов, он же играет и губернатора), «дубинноголовая» Коробочка… В исполнении Ольги Лепоринской она вовсе не выглядит таковой: по крайней мере, внешне героиня больше напоминает сказочницу, да и видит ее впервые Чичиков смотрящей на него из окна, умилительно улыбающейся, со сложенными ручками. В этом окне только резных (ну, или в черно­белую полосочку) ставень не хватает. Самой бенефисной оказывается встреча Чичикова с Ноздревым, который всюду появляется с Мижуевым (Константин Павлов), всегда таким же пьяным, как «исторический человек», но не таким громким.

Сценическая стремительность подчеркивается безукоризненным пластическим решением спектакля. Хореограф-­постановщик Артур Ощепков не дает артистам отдохнуть, они находятся в постоянном движении, танце, который порой выступает на первый план, заслоняет собой все. Вообще визуальная сторона спектакля, облеченного в столь привлекательную форму, выше всяких похвал, и актеры эту форму вполне поддерживают, составляя ансамбль. Даже справки из энциклопедии умника Селифана, нацепившего на нос очки (Алексей Измайлов), кажутся здесь очень уместными. Во время поисков пропавшего с губернаторского бала Чичикова Селифана допрашивают Полицеймейстер (Иван Иванов), Прокурор (Сергей Зюзин) и Председатель (Дмитрий Федоров), и кучер блещет такими познаниями, что следователи в ярости прогоняют его, выкрикивая вслед: «Дурак!» При этом государственные чиновники не видят, как их обдуривает пьяненький Ноздрев, называя Чичикова то фальшивомонетчиком, то Наполеоном, то капитаном Копейкиным. Этот последний становится причиной скоропостижной смерти Прокурора, что, однако, не помешает коллегам безжизненными руками покойного дочиста обобрать сидящего в тюрьме арестованного Чичикова.

Коллежский советник Павел Иванович Чичиков оказывается, как ни крути, положительным героем. Он мягок, хотя и настойчив, он занимается противозаконными махинациями, но они, вероятнее всего, чужды его натуре, и вообще удивительно, как этот человек решился пойти на аферу. Именно поэтому-­то, потерпев фиаско в своем предприятии, он не без облегчения уезжает из города N., над которым вот-­вот раздастся набат, а Русь­тройка понесется. Куда несешься ты?.. Но не зальется колокольчик чудным звоном, а только, как писал Гоголь, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух.

Евгений ПЕТРЕНКО
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
33

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Конаковский район Тверской области станет постоянным местом проведения «Народной рыбалки»
Сегодня, 25 февраля, на берегу Иваньковского водохранилища в Конаковском районе состоялся IX этап Всероссийского фестиваля «Народная рыбалка». Соревнования собрали небывалое количество участников — более 5 тысяч человек. 
25.02.201715:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию