17 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Они делали газету 09.04.2015

Владимир Крылов: За кадрами судьбы

Фотограф: ВЛАДИМИР КРЫЛОВ

Когда в редакции аврал, звоним фотографу Владимиру Крылову. Его привычке быть для нас незаменимым 40 лет

Любовь к фотокамере у Владимира Николаевича давняя, с первого взгляда. Однажды он взял в руки аппарат сокурсника, посмотрел в окуляр и понял: о покое придется забыть. Окружающий мир хрупкий, как стекло, умещался в крохотном окошке. Каким ему быть на снимке – сияющим в лучах солнца или безнадежным, – зависит от исполнителя. Увлечение накрыло с головой. В те годы в будущем известный мастер учился в Калининской академии ВКО имени Жукова, жил в общежитии и даже не думал, что художественное фото может стать для него судьбой. 

Лед тронулся

После академии ему предстоит служить в НИИ-2, но это будет потом. А в конце 60-х он с упоением проявлял по ночам снимки, помогая товарищу. Жена его интерес всячески поддерживала, и на 30-летие подарила супругу мечту – фотоаппарат «Зенит». Так что в областном народном фотоклубе – одном из старейших и авторитетнейших коллективов в стране, куда ноги приведут сами, – он появится во всеоружии. Будут новые знакомые, такие же, как он, фанаты, беззаветно преданные искусству. Крылов подружится с фотокорреспондентом «Калининской правды» Леонидом Шимановичем, стоявшим у истоков клуба, с известным журналистом Львом Михновским, фотохудожниками Михаилом Парамоновым, Григорием Шаламовым, Геннадием Рыбаковым, Яковом Левитаном. Позже – с Борисом Михайловым, Алексеем Комаровым, Владимиром Моисеевым... Здесь было у кого и чему поучиться, советы давались охотно и бескорыстно. Знаковым на его пути человеком, тоже имеющим прямое отношение к главной газете области, станет ретушер и фотограф редакции Евгений Скрыпников. Он нередко захаживал в клуб и с интересом изучал снимки коллег. Ведущим художником объединения в те годы являлся Иван Жеребятьев, известный фоторепортер, человек тонкой душевной организации, отдавший художественной фотографии значительную часть жизни, но так и не успевший полностью реализовать колоссальный творческий потенциал. Он любил работать с молодежью и не уставал напоминать: «Нужно, чтобы в снимке была и форма, и содержание». По совместительству и по велению души Жеребятьев являлся внештатным сотрудником ведущего областного издания. Справедливости ради отмечу, что «Калининская правда», как и ее преемница «Тверская Жизнь», во все времена считалась не только кузницей кадров, но и магнитом для талантов. Иван Петрович посоветует Крылову отнести свои работы в газету. Шел конец 1974-го. Раскачивался начинающий мастер долго, все искал подходящий сюжет. А когда на Волге тронулся лед, сделал несколько интересных, на его взгляд, сюжетов и отправился в Студенческий переулок, где в ту пору размещалась предшественница «ТЖ».

Летописец времени

Иллюстрации он показал Александру Рождественскому, который в свое время был председателем совета фотоклуба и тонкости любимого дела знал до мельчайших деталей. «Не пойдет, – огорчил собеседник, – газете нужен крупный план». Будучи оптимистом, Крылов сокрушался недолго. Его бенефис не заставит себя ждать. Поводом для успеха, который не останется незамеченным в профессиональном сообществе, станут соревнования «Тьмацкий перекат». Здесь-то и проявятся в полной мере его способности к фоторепортажу – жанру психологически сложному, поддающемуся избранным. Известный журналист Борис Спасский, возглавлявший в то время отдел спорта, быстро оценит уникальные способности новичка и постарается работать по возможности только с ним. Потом Крылов с фотоаппаратом в руках проследует за участниками соревнований по спидвею и ипподромных автогонок... В 1975-м будет агитпоход, посвященный 30-летию Победы в Великой Оте­чественной войне и 210 километров пути – от обелиска Славы в Твери до подмосковного Зеленограда. 

Ах, какая рубрика!

Ностальгирует Владимир Николаевич о лирических зарисовках под рубрикой «Фотоклуб», украшением которых были колоритные снимки. Проектов, по-настоящему интересных и интригующих, за годы жизни нашего издания накопилось немало, но далеко не все позволяли в полной мере высказаться фотографам. Более пристальное внимание, как и теперь, уделялось тексту. Фоторепортажи, конечно, встречаются, но в силу вечной нехватки площадей принято экономить на иллюстрациях. Сейчас выручает сайт – там можно найти и репортажи, и множество художественных фотографий. Крылову и в этом плане повезло. Небольшие по объему, но емкие по содержанию материалы прочно прописались в 90-х на последних страницах. Их создателями были корреспонденты Валерий Бурилов, Владимир Неугодов и верный своей привычке Владимир Крылов.

За сорок с лишним лет, насыщенных незабываемыми событиями, встречами с интереснейшими людьми, легкий на подъем, он исколесит едва ли не всю губернию. Вместе с сотрудниками областного Дома народного творчества (тогда – культпросветработы) побывает в десятках фольклорно-этнографических экспедиций. Появятся серии иллюстраций, героями которых станут люди труда. О них он готов говорить часами. Спустя десятилетия помнит своих собеседников по именам и фамилиям. «Вот Таня Шейко, – на снимке симпатичная девушка. – Студентка из Питера, приехала на каникулы к бабушке. Еле уговорил ее достать из сундука кофту, фартук, старинную юбку и вывел к палисаднику. Стоит, волнуется, не знает, куда руки девать. Дал ей крынку молока». Получилось удивительное фото. «Жалко только, что мало осталось в деревнях молодежи, которая могла бы унаследовать легенды, песни и наряды своих бабушек», – напишет позже в своей книге «Дорогие мои земляки» Людмила Концедайло, руководитель тех самых незабываемых экспедиций. А вот Олимпиада Алексеевна Дмитриева из Кесовой Горы. Крылов назовет этот снимок «Кукольная мама». К моменту встречи с фотографом у нее было пятеро детей, 14 внуков, 6 правнуков и 600 кукол, сделанных собственноручно.

Стоп-кадр

В экспедициях он не просто искал персонажи, но и вместе с коллегами мимоходом решал человеческие проблемы. «Как-то были в Селижаровском районе в селе, где живут одни старики, – вспоминает Владимир Крылов. – Видим на лавочке двух бабушек. Завязалась беседа. Июль, жара, а они в валенках. Холодно, говорят. Пелагея Матвеевна Кузьмина и Евгения Васильевна Николаева рассказали о своей беде. Пьяный тракторист колодец завалил, без воды людей оставил. За километр с ведрами приходится ходить. Похлопотите (сохранена лексика собеседницы. – Прим. авт.) у себя там, в Калинине, помогите нам». До города дело не дошло. Все решилось в сельсовете, куда пришли фольклористы и этнографы. На следующий день в деревеньку отправили мастера, который привел колодец в порядок. А вот на снимке ведунья Менячихина из Старицкого района. Все приговаривала: много знаю, да мало баю. «В группе был Серега Моряков из Ржева. Как уж получилось, не понять, но они поспорили. Анна Васильевна нам и говорит: ну-ка, выйдите, я с этим милком потолкую. О чем беседовали, осталось тайной», – вспоминает фотохудожник. А на пленке появились новые кадры, наполненные эмоциями. Многие земляки до сих пор говорят о знахарке Марии Михайловне Смирновой из деревеньки Агафоново, что рядом со Старым Сандовом. На ее могиле три памятника. Из белого и черного мрамора – от врачей Санкт-Петербурга и Твери. Рядом деревянный крест – как завещала известная травница. Доктора приезжали к ней за консультациями со всех концов страны. Неизлечимых заболеваний для бабы Маши не существовало. «За занавеской на полках стояли всевозможные баночки. Туда она никого не пускала. Когда мы ее разговорили, я тихонечко начал фотографировать, по ходу расспрашивая про снадобья. Ни одна из склянок не имела наклейки. Да я и так знаю, что кому, объяснила знахарка. Эти – Маше из Селижарова, за тремя другими из Питера приедут, а вот это для моих москвичек».

Окна тверского РОСТа

Командировки случались разные. Как-то в конце 80-х он оказался с журналистами «Калининской правды» в Старице. Зашли в Свято-Успенский монастырь. Слышат, снаружи что-то тарахтит. Оказалось, бульдозер. «Очистные будут строить», – объяснили гостям. А земля-то монастырская, там и делать ничего нельзя – рядом старинный храм. Крылов вернулся в город, отпечатал снимки – и на главпочтамт. Попросил разрешение выставить их в окне. Кадры оказались убедительнее слов. Совершенно случайно они попали на глаза партийному руководителю области. Работы близ монастыря свернули, а фото с бульдозером напечатали в «Литературной газете». Не случайно позже за серию репортажей по проблеме сохранения памятников истории и культуры Верхневолжья Владимира Крылова назовут в числе лучших авторов. К слову, его материалы не раз появлялись в газете «Крестьянская жизнь». Опять-таки по совету Ивана Жеребятьева. «Ты не бойся, пиши, – сказал он как-то коллеге. – У тебя, за что ни возьмешься, все хорошо получается».

Ему и впрямь все удается. Подтверждением тому тысячи прекрасных фотографий, километры пленок, участие в престижных выставках – международных, всероссийских, региональных. Дома бережно хранятся дипломы – их более ста, призы и награды. Почти 15 лет он возглавлял Тверской народный фотоклуб. Одним из первых фотографов Верхневолжья будет принят в Союз фотохудожников России, потом возглавит его региональное отделение. Совсем недавно в торжественной обстановке ему вручили новую премию – по итогам прошедшего в стране и области Года культуры. «Владимир Николаевич, что для вас значит фотография?» – спрашиваю у собеседника. «Для меня это жизнь. Хочется успеть запечатлеть как можно больше. Каждое ее мгновение, каждое событие. Я даже девиз для себя придумал: ни дня без кадра», – отвечает маэстро. 
Одна из недавних выставок Крылова, посвященная его 75-летию, называлась «Мгновения лет». Она и сейчас в памяти. А в эти дни в конференц-зале редакции газеты «Тверская Жизнь» представлена его новая экспозиция – «Эпоха в лицах». Каждый снимок – событие. Какие они, герои фотохудожника? Прекрасные и незабываемые. Приходите, заряжайтесь позитивом. Учитесь любить. Малую родину, страну, людей… Фоторепортаж с выставки смотрите на сайте www.tverlife. ru. 


Автор: Ольга ЧУДИНА
1060

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость