25 Апреля 2017
$56.08
60.85
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 12.03.2015

Тайна гончарного круга

По мнению Льва Андреева, глина, согретая душевным теплом, обязательно передаст его другим

По мнению Льва Андреева, глина, согретая душевным теплом, обязательно передаст его другим

Вы никогда не обращали внимания на один любопытный факт: если перед нами стоит на выбор несколько кружек и одна из них – глиняная, то рука так и тянется к ней? Наверное, это происходит на генном уровне – как любовь к живому огню, который не заменят никакие электрические камины. Память предков подсказывает нам выбирать керамику. 

Считается, что первые изделия из глины и воды человек смастерил еще в эпоху неолита. Множество осколков такой посуды найдено при раскопке древних городищ на тверской земле. Поначалу наши далекие предки просто лепили, а затем сушили на солнце глиняные сосуды для хранения зерна, корнеплодов. Но они были непрочными –легко бились, размокали. Трудно сказать, как и когда именно древний человек научился обжигать глиняные изделия – скорее всего, случайно, просто увидев, что обломок сосуда, попав в костер, стал вдруг твердым, как камень. Но и после этого посуду долгое время продолжали лепить руками, и она была неопределенной формы. Упоминания о ней и мастерах, ее производящих, встречаются еще на страницах Ветхого завета.

Все изменилось с появлением гончарного круга. Теперь мы уже не узнаем имя предка, которому пришла в голову идея создать этот инструмент, позволивший совершить настоящий прорыв в гончарном ремесле. Одно можно сказать точно: он был гений. Потому что прошли тысячелетия, а гончарный круг по сути своей остается неизменным, меняется только способ приведения его в действие: круг был ручным, ножным, и, наконец, в наши дни он чаще всего работает на электрическом приводе. Но с появлением даже самого простого круга разнообразные миски, плошки и сосуды приобрели идеальные округлые формы.

Расцвет искусства гончаров начался где-­то между XIII и XIV веками, когда была изобретена непрозрачная глазурь. А оловянная глазурь положила начало изготовления фаянса. Еще позже появился фарфор. Тверская земля может по праву гордиться своими изделиями из глины – конаковский фаянс, торжокская игрушка, лихославльская керамика широко известны и ценимы. Но и сегодня, когда производство таких изделий давно стало промышленным, велико число желающих посидеть за гончарным кругом в домашней мастерской, ощутить, как под твоими руками рождается из куска глины красивая ваза, практичный кувшин, симпатичная кружка. В их числе и тверской гончар Лев Андреев. Этим ремеслом он занимается сравнительно недолго – два года с небольшим, но уже получил заслуженную известность, поскольку является непременным участником проходящих в Твери и области ярмарок, арт-­базаров, народных праздников. Тот, кто наб­людал за его работой в День семьи, любви и верности, который отмечается в память о святых Петре и Февронии, не мог не залюбоваться искусством, с каким прямо на наших глазах бесформенная глина превращалась в изящный горшок. И мастер-­класс, данный на фестивале искусств «Тверской кремль», привлек внимание зрителей и у многих вызвал желание пообщаться с глиной самому.

До того как заняться гончарным ремеслом, Лев Андреев тонировал стекла автомашин. Это неплохо оплачивалось, но радости не приносило. Он интересовался историей, жизнью древних славян и подумывал о том, что было бы неплохо изучить какое-­нибудь ремесло. Два гончарных мастер-­класса, на которых он присутствовал в Москве, помогли сделать окончательный выбор. Лев поселился в казачьей станице – деревне Машкино под Торжком и вплотную занялся гончарным кругом. И сам ощущает, как с каждой новой вещью растет мастерство. На прошлогоднем арт-­базаре на столике и стеллаже Льва Андреева были представлены сделанные им вручную свистки, керамические фигурки (торжокская игрушка ведь рядом!), разнообразная глиняная посуда – кружки, кринки, горшки с крышками и без, кувшины. Желающих приобрести самобытные изделия хватало. Автор объясняет это просто: глиняная посуда, сделанная вручную, сохраняет тепло рук мастера. К тому же она не только практична, но и красива. Изделиями Льва Андреева и вправду можно залюбоваться. Вот большая пузатая кружка, как будто маленький бочонок, собранный из гнутых дощечек, с надписью «Тверь». И так хочется налить в нее холодного дедовского кваску! На дне емкой миски – какой-­то рисунок. 

– У славян это был символ одолень-­травы, которая защищала от болезней, дурного глаза, – говорит гончар. – Когда работал над этим изделием, искренне желал будущему хозяину, чтобы все беды его миновали. А добрые пожелания всегда сбываются. 

А вот и красивый чайный набор – такой собирает за столом всю семью, чтобы душевно посидеть, не спеша поговорить о том, о сем. К своим корням Лев Андреев обращается не только с помощью глины. Он – непременный участник вечор, проходящих каждую субботу в ДК «Химволокно». Это – возрождение хороводно­-игровых традиций наших бабушек и дедушек. В семье Андреева знали старославянский, и на вечорах они с братом радуют собравшихся знаменскими распевами – древнерусским пением. Мастер убежден, что сила народа – в единстве. А объединяют его традиции, и задача каждого поколения – передать их молодежи вместе с теплом своей души. 

Ольга ИВАНОВА

Автор: Ольга ИВАНОВА
65

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию