21 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 02.03.2015

Не тиран и не либерал

Фотограф: Архив ТЮЗа

Главный режиссер Тверского ТЮЗа о формуле театре, гармонии и диалоге со зрителем

 Главный режиссер Тверского ТЮЗа о формуле театре, гармонии и диалоге со зрителем 

Постановки Евгения Зимина – «Карлик Нос» и недавняя премьера «Безумный, безумный день, или Женитьба Фигаро» уже идут на этой сцене, нашли своих зрителей и заняли достойное место в репертуаре. Совсем скоро он представит публике свою третью работу – «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. 

Этот спектакль он репетирует в новом качестве – не приглашенного, а главного режиссера Театра юного зрителя. Корреспондент «ТЖ» встретился с выпускником Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и аспирантуры при кафедре режиссуры Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и поговорил с ним не только о творческих планах.

– Евгений Юрьевич, как вы стали режиссером? Может быть, вы из театральной семьи?

– Мои родители работали на производстве, но в том, что я стал режиссером, есть и их большая заслуга. В детстве они водили меня и в театры, и в музеи. Я родился в Ленинграде, и у нас даже было такое выражение: ходить пешком в историю. Ведь сам город – один большой музей. Мы могли просто гулять по центру и любоваться зданиями, памятниками, улицами. Это во многом повлияло на мой выбор. Когда я поступил в институт, моим мастером стал Зиновий Яковлевич Корогодский, патриарх Ленинградского ТЮЗа имени Брянцева. В 16 лет у меня была некая мечта, я хотел реализовать себя в театре, но не очень представлял, что это такое. Педагог научил меня воспринимать театр не как форму развлечения или работу, а как образ жизни. Когда у меня спрашивают, есть ли у меня выходные, я отвечаю: у меня их нет. Корогодский всегда говорил: «Вы пришли заниматься любимым делом? А от любви не устают». В театре невозможно отдыхать: ты постоянно ищешь новый материал, анализируешь уже найденный. Когда репетируешь спектакль, непосредственная работа с артистами занимает примерно 40% общего времени, остальная часть – незримая.

– Вам знакомы муки творчества и что это такое?

– Они заключаются в том, что ты ставишь перед собой задачу и мучительно пытаешься ее реализовать, хотя никто вроде бы не заставляет это делать, и получаешь удовольствие от самого процесса поиска и результата, к которому приходишь.

– А бывает наоборот: ищешь, но не находишь?

– Нет. Путь бывает не простым, но в итоге всегда приходишь к цели. Тому пример спектакль «Безумный, безумный день, или Женитьба Фигаро». Мы выбрали материал, сели с художником и еще раз убедились в гениальности пьесы. Вместе с тем понимали, какую огромную сценическую судьбу она имеет, поэтому вольно или невольно любой постановщик, взявшийся за нее, будет заходить на чужую территорию – кто-то до него уже придумывал то, что, как ему кажется, придумано только сейчас. В поисках своего решения мы шли сначала в одну сторону, потом – в другую, и только потом концепция, как я думаю, была найдена. Материал должен заставлять фантазировать, а фантазировать начинаешь, если ищешь что-то новое. Я стараюсь дойти до результата, и каждая репетиция – это промежуточный этап, приближающий к реализации замысла.

– Какой материал вы предпочитаете?

– Интересный! И жанр не очень важен.

– Как вы формулируете: что такое театр? 

– Основная его задача – провокация диалога. Если после спектакля ребенок задает какие-то вопросы, а взрослый попытается на них ответить, значит, функция театра выполнена. Кроме этого для меня важно, есть в нем юмор или его нет. Я не говорю сейчас о комедиях – в других жанрах, уверяю вас, юмора не меньше. У нас существовала странная традиция ставить «Гамлета» исключительно как трагедию, а в лондонском «Глобусе» у Шекспира находят огромные нетрагические сцены, потому что человек не может на протяжении трех или четырех часов только страдать. Мне очень интересна ирония. Но это вовсе не значит, что уж если смешно, то зритель обязательно должен покатываться со смеха. Не такого эффекта хочется добиться. Искусство театра – доброе искусство. Александр Блок в свое время говорил, что задача поэта – из хаоса создать гармонию, и искусство театра для меня тоже способ ее создания и достижения. 

Спектакль не может быть ориентирован на какого-то зрителя, у него может быть целевая аудитория – это другой разговор. Но и «Колобок» нужно поставить так, чтобы он был интересен и маленьким детям, и родителям, которые приводят их в театр. Ребенок должен увидеть что-то свое, а мама и папа – свое. 

– Что вас особенно поразило в Твери?

– Сложно сказать… У Тверского ТЮЗа есть масса положительных сторон. Главная из них – открытость. Сюда приглашают на постановки разных режиссеров, спектакли представлены на многих фестивалях, артисты ездят в московские театры. Значит, люди интересуются, соизмеряют свое творчество с творчеством других, совершенствуются. Премьеры двух моих спектаклей на тверской сцене разделяли полтора года. Могу сказать, что спустя это время артисты изменились, значительно выросли профессионально. Самый главный талант художника – талант к учебе. 

– В ТЮЗе две площадки – большая сцена и камерная. Как вы намерены их заполнять?

– Приступая к репетициям спектакля «Завтра была война», мы подумали: почему бы из большой площадки не сделать камерную? Это продиктовано самим материалом, в котором очень много личностного. Актер должен иметь возможность видеть глаза зрителя, вести с ним диалог, наблюдать за реакцией зала. Между артистом и публикой в этой постановке не будет никакого барьера. Конечно, спектакли пойдут и на большей сцене, и на камерной площадке. Каждая из них подразумевает разный способ актерского существования. Артист должен быть адекватным тому пространству, в котором он находится. ТЮЗ, по моему мнению, являет собой универсальную форму театра. Здесь актер просто обязан быть подвижен: сегодня он играет в сказке, завтра – в «Фигаро», послезавтра – в «Фаусте». Труппа укомплектована очень хорошо, и я буду стараться, чтобы все были заняты. Каким образом? Не так важно. Сейчас в параллели мы репетируем «Мертвые души» и «Завтра была война». В них не задействованы всего три артиста из труппы, и это объективно. Работа продолжается, будут другие постановки, другие роли.

– Какой вы режиссер? Тиран или либерал?

– Очень ценю, когда в работе возникает момент сотворчества, и свою функцию вижу в том, чтобы таких моментов было как можно больше. У всех артистов свой опыт, своя природа, и они должны проявлять ее на сцене. Я бы не приписывал себя ни к тиранам, ни к либералам – это просто разные способы достижения цели. Все зависит от ситуации. Принципиально для меня одно – чтобы на сцене был мыслящий творец, который бы здесь и сейчас вел диалог со зрителем.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
32

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость