28 Марта 2017
$57.02
61.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Транспорт19.02.2015

Они пути не выбирали – строили

Дорожная сеть региона развивалась благодаря выдающимся личностям

Дорожная сеть региона развивалась благодаря выдающимся личностям

Сегодня автолюбители не те, что раньше. «У нынешних любая ямка в асфальте вызывает негодование, – говорят маститые дорожники и добавляют: – Привередливые стали». Конечно, кому приходилось колесить по стране или даже по Калининской области, те помнят, что еще в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века асфальтовых дорог практически не было, а грунтовые порой становились настоящим препятствием на пути. 

Если брать цифры в общероссийском масштабе, то только 35% федеральных дорог было с твердым покрытием. Из них 12,8% имело усовершенствованное покрытие. Потому забуксовавшая в грязи машина была привычной картиной того времени. Самостоятельно выбраться удавалось далеко не всегда, водителям приходилось подолгу ждать попутку или искать в соседней деревне трактор. Словом, добраться до отдаленных районных центров было весьма проблематично. И если, например, при хороших условиях до Осташкова сегодня вполне реально домчаться за два часа, то раньше этот путь мог занять едва ли не целый день. Или представьте, в каком состоянии была дорога Кувшиново – Торжок, построенная из булыжного камня, если участок в 60 километров приходилось преодолевать более трех часов. 

Плачевное состояние транспортных артерий требовало принятия эффективных мер по развитию дорожного хозяйства. На тот момент их строительством и содержанием занимались и колхозы, и совхозы, а также промышленные, транспортные, хозяйственные организации. Ситуация изменилась после того, как Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1969 года было образовано Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Под руководством Алексея Николаева новое ведомство выработало стратегию и тактику создания опорной сети автомобильных дорог, разработало и внедрило новую эффективную трехзвенную структуру управления дорожным хозяйством России. Повсеместно стали создаваться производственные управления автомобильных дорог.

 – В Верхневолжье дорожную сеть создавало Управление строительства автодороги Москва – Рига (которое в 1990 году было переименовано в «Волгострой»), – вспоминает руководитель Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир ШЕИН. Он один из тех, кто в те годы постигал азы профессии. По воспоминаниям Владимира Георгиевича можно было бы написать книгу о непростых буднях дорожников той, советской эпохи. Не было хорошей техники, не хватало специалистов, возникали перебои с материалом. Вот что писали проверяющие о состоянии дел в дорожном хозяйстве в Максатихинском районе в 1965 году: из техники в производственно-дорожном участке имеется всего лишь одна автомашина ГАЗ-51 и прицепной грейдер Д-20. Примерно такая же ситуация наблюдалась и в других районах области. Но, по словам Владимира Шеина, в те годы в дорожных организациях области работало много недавних фронтовиков. Они действовали по принципу «С платформы – в бой». Он сам учился у закаленных в боях товарищей выполнять поставленные задачи во что бы то ни стало. Фронтовики решали все вопросы оперативно. Сделают звонок – и завтра на стройку подвезут щебень и перебросят с одного участка на другой необходимую технику. Это было время, когда работа строилась на доверии, необходимые документы могли заполняться и задним числом. Среди тех, кто работал не за страх, а за совесть и многие годы жизни отдал дорожно-строительной отрасли, стоит вспомнить фронтовиков: Алексея Степановича Принцева — он руководил Максатихинским ДРСУ, Федора Никитича Никитина – начальник ДЭУ-773 в Вышневолоцком районе, Героя России Николая Андреевича Сальникова, который после службы в Вооруженных силах долгое время работал в аппарате «Автодора», начальника проектной конторы Ивана Алексеевича Соколова, ветерана отрасли Владимира Ивановича Харичева, а также Ивана Корнеевича Бруй, Андрея Александровича Смирнова, Исаака Александровича Витенберга,  Василия Семеновича Долбова, Николая Александровича Корхова, Георгия Михайловича Галкина, Арона Залмановича Храпкова, Ивана Васильевича Каменева, Алексея Петровича Суязова, Евгения Романовича Соляхутдинова, Владислава Анатольевича Куринского, Виктора Сергеевича Пименова, Василия Ивановича Суязова. В 60-е годы в Управление строительства автодороги Москва – Рига пришли Иван Иванович Иванов, Владимир Ильич Бортяш и Виталий Александрович Лемешко.

Большого уважения заслужил руководитель облдоруправления Иван Иванович Соловьев. В годы, которые этот человек отдал работе в нашем регионе, было создано дорожно-строительное управление, построено много производственных баз и жилья для дорожников. Многие до сих пор вспоминают его с благодарностью, несмотря на то, что это был довольно жесткий руководитель. Работалось с ним, по воспоминаниям его коллег, действительно непросто. На отдыхе он мог шутить с подчиненными, но когда касалось дела – требовал неукоснительного исполнения принятого плана по объемам и качеству работ. 

Не меньшим авторитетом у коллег и столичного руководства пользовался и Николай Иванович Измоденов. В профессию он пришел в 1951 году. Начинал трудиться в Амурской области. Работал на самых серьезных должностях в Башкирии, Чебоксарах, Владимире. С 1972 года был назначен на должность начальника автодороги Москва – Санкт-Петербург. За первые три года работы Николая Ивановича объем строительства вырос в три раза. По 50 километров дорожного полотна в год удавалось расширять – с двух до трех полос. На всю страну стал известен опыт команды Измоденова по созданию 100-тонных термосов-бункеров. С их помощью практически беспрерывно на трассу поставлялись асфальтобетонные смеси. 

К концу 1975 года протяженность автодорог общего пользования в области достигла 10 тысяч километров. Из них дороги с твердым покрытием составляли 7,1 тысячи километров. Еще через пять лет дорожная сеть Верхневолжья увеличилась на 300 километров. В течение 70-х годов были построены или реконструированы участки на автодорогах Красный Холм – Весьегонск, Горицы – Кимры, Вышний Волочек – Фирово, Торжок – Высокое – Старица и другие. 

 – Дорожная сеть региона развивалась благодаря выдающимся личностям, – говорит Владимир Шеин. – Для сегодняшних специалистов эти самоотверженные профессионалы должны служить примером отношения к своему делу, ответственности и надежности.

Анна СМОЛИНА

Автор: www.tverlife.ru
56

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию