04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика16.02.2015

Вагоны тронутся. Завод останется

У Тверского вагоностроительного есть будущее

У Тверского вагоностроительного есть будущее

Над корпусами ТВЗ тучи ходят хмуро. И, возможно, кто-то уже готовит ему эпитафию. Ну а мы верим, что его новенькие вагоны еще побегут по стальным артериям России – нужно только потерпеть, продержаться и очень постараться.

Конечно, ситуация чрезвычайно сложная, основной заказчик – ОАО «РЖД» – обвально снизил объем заказов. Начались простои, сокращение работников. Тяжело? Да. Но в новых экономических условиях жить, работать, хозяйствовать вообще придется по­новому: рационально, жестко и непременно в
команде, четко координируя свои действия. И динамично – при необходимости «перестраиваясь на марше». Этому надо учиться. И при этом понимать и помнить, что вагоностроители не одиноки в своих усилиях, что в заботе о заводе сегодня объединены здоровые, патриотически настроенные силы нашего региона. Все – от его главы до старейших жителей, которые еще помнят, как «вагонный» восстанавливали из руин в суровые сороковые.

ОАО «ТВЗ» – не просто одно из крупнейших предприятий отечественного машиностроения. Для нас это прежде всего люди, традиции, история, душа города. Вагонзавод для Твери – больше чем завод. Вот из этого и исходим. А теперь поговорим о том, что даже в нынешнем очень невеселом положении дает нам основания для оптимизма, пусть пока и осторожного.

Первое и главное – ситуация на заводе, его судьба всегда в центре внимания правительства нашей области и губернатора, который встречается с руководством предприятия, его профсоюзными лидерами, чтобы совместно выработать алгоритм действий по поддержке предприятия. На протяжении всех последних лет удавалось, пусть и не в полной мере, загрузить производственные мощности. Давайте перелистаем календарь. На исчерпывающий анализ мы не претендуем, однако пройдемся по основным вехам.

Итак, март 2014 года. Правительство области выдвигает предложение подключить ОАО «ТВЗ» к производству узлов для вагонов метро (обращается с ним к ЗАО «Транс­машхолдинг», куда, как известно, входит Тверской вагонзавод и где, в принципе, прекрасно знают его потенциал). И в прошлом году ОАО «Метровагонмаш» заключило контракты с вагоностроительным заводом на 600 млн. рублей.

Тогда же, в марте, Правительство области направляет ряд писем в адрес заместителя председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова с просьбой рассмотреть вопрос о вагоностроительном заводе и мерах его поддержки. В итоге были изысканы средства для заказа 19 вагонов для ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») и – это очень важно – наложен запрет на эксплуатацию пассажирских вагонов сверх положенного им срока. Введен технический регламент Таможенного союза, осложняющий продление срока эксплуатации – это, как ни крути, обяжет перевозчика закупать больше новых вагонов.

А лизинговым компаниям предоставлены субсидии по кредитам, взятым на приобретение инновационных разработок, в том числе и двухэтажных вагонов производства ОАО «ТВЗ». Как следствие, в минувшем году завод изготовил 50 двухэтажных вагонов. В настоящее время Правительство области прилагает все усилия к тому, чтобы срок действия подобной субсидии был продлен до пяти лет (именно за это время окупаются расходы по приобретению двухэтажного вагона).

Если эта инициатива будет поддержана (а губернатор и правительство сейчас этого добиваются во всех инстанциях), то в текущем году ОАО «ФПК» сможет заказать 65 двухэтажных вагонов. А это 4,5 млрд рублей и уже ощутимая производственная загрузка.

Кроме того, областные власти заключили соглашение с городом Севастополем и Республикой Крым о сотрудничестве в сфере развития транспортной системы и обновления парка пассажирских железнодорожных вагонов – он там крайне изношенный. В настоящее время согласовывается план мероприятий. Возможно, с этого года начнется производство вагонов для Крыма. Прогноз – до 150 в год. Этим сейчас занимаются два региональных министерства – экономического развития и промышленности и информационных технологий.

Прошли динамические испытания нового низкопольного трамвая, изготовленного в кооперации с нашим заводом. В феврале­марте будут выпущены 15 кузовов, окончательную сборку будет производить ООО «ПК Транспортные системы». Это также возможность основательно загрузить цеха, и появилась она в результате обращения руководства региона напрямую к Дмитрию Медведеву. О дальнейших объемах заказов на эти трамваи говорить пока рано, однако и этот вопрос областные власти не оставляют без внимания.

Все, что можно сделать, делается. В том числе именно руководством области поднят очень серьезный, государственного масштаба вопрос о необоснованных и явно невыгодных для российского машиностроения таможенных льготах для разных комплектующих к электропоездам. Siemens их ввозит по «нулевой» таможенной ставке, а ведь у нас весь этот «приклад» могут выпускать и свои машиностроители. Ничуть не хуже. А напротив – и лучше, и дешевле. Вообще­то подобное решение – прямой интерес «Трансмашхолдинга», как и заказы для входящего в этот холдинг вагонзавода. Но руководство области не считается с усилиями – оно заботится о своих жителях и старейшем, уникальном тверском предприятии с богатой и славной историей.

Региональное правительство направило соответствующие письма в министерства экономического развития РФ и промышленности и торговли РФ. Ответы уже получены, и в ближайшее время эта проблема будет рассматриваться с участием ОАО «Трансмашхолдинг» и наших вагоностроителей.

В конце января на завод приезжал заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов, он ознакомился с производственными мощностями предприятия. Цель визита – определить возможность размещения определенных заказов – также в русле мер государственной поддержки, исполняя указание президента Владимира Путина. К главе государства губернатор обратился с письмом о ситуации на тверском заводе, который по инициативе Андрея Шевелева был включен в число системообразующих российских предприятий. А поддержка такого предприятия тоже должна иметь системный характер. Резолюцию на это письмо президент наложил такую: «Прошу рассмотреть и учесть в планах поддержки реального сектора экономики». Это веское основание для надежды. Однажды, когда заводу было очень тяжело, Путин приехал, пообещал помочь и помог.

Добавим, что на днях стало известно: РЖД намеревается разместить на ТВЗ дополнительный заказ на вагоны­рельсосмазыватели. Пусть небольшой, но это тоже поможет продержаться, пока не будут приняты кардинальные решения.

Есть информация, что «Трансмашхолдинг» ведет переговоры с Египетскими железными дорогами о большом заказе – порядка 700 пассажирских вагонов. Если получится, это будет серьезный прорыв. А еще завод уже приступил к изготовлению 50 двухэтажных вагонов по заказу ОАО «ФПК». Кстати, очень хотелось бы получить и комментарий «Трансмашхолдинга» о его видении ситуации. и методах разрешения проблемы, которые он выбирает. Ведь ОАО «ТВЗ», как известно читателю, предприятие гигантского отечественного холдинга. Но комментариев пока нет.

Однако вернемся на завод. Пока цеха, в основном, стоят. И кто­то уже получил приказ о сокращении. Но региональная власть продолжает вести работу, стараясь обеспечить предприятие дополнительными заказами и включить его в федеральные программы поддержки.

Мы понимаем, что вагоностроителям сейчас трудно и, если уж совсем честно, порой даже страшно. Но это если не знать, что сегодня за вас борется вся область.

А она борется. Вчера возможные меры господдержки производства рассматривались на совещании в Правительстве РФ, которое провел Аркадий Дворкович. В обсуждении приняли участие губернатор Андрей Шевелев, представители ОАО «РЖД», «Трансмашхолдинга», Минпромторга РФ, Минфина РФ, Минтранса РФ, руководство ТВЗ.

Андрей Шевелев обозначил, что правительство и в дальнейшем будет оказывать максимальное содействие в решении проблемных вопросов завода.

– Мы будем использовать все возможности, чтобы найти пути выхода из сложившейся ситуации, – подчеркнул глава региона. – Тверской вагоностроительный завод – важнейшее для области предприятие, на котором работают тысячи высококвалифицированных специалистов. Мы приложим все усилия, чтобы сохранить коллектив и уберечь завод от кризиса.

По итогам совещания руководству Минпромторга РФ, Минтранса РФ и Тверского вагонзавода дано поручение в течение двух недель на основе товарной номенклатуры предприятия детально проработать все возможные варианты закупок продукции завода российскими компаниями и ведомствами с указанием количества и требуемых финансовых затрат. Как было отмечено, задача – оперативно обеспечить загрузку производственных мощностей ТВЗ. Все разработанные предложения будут рассмотрены в том числе и на совещании у Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, посвященном работе российской машиностроительной отрасли в современных экономических условиях.

Лидия ГАДЖИЕВА

Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
10

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию