22 Февраля 2017
$57.86
61.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись10.02.2015

Обыкновенная Арктика

Григорий Боровиков руководил операцией по спасению челюскинцев и зимовал на Диксоне

Григорий Боровиков руководил операцией по спасению челюскинцев и зимовал на Диксоне

Полярник, чье имя увековечено на карте России, родился 28 января 1890 года в деревне Волосово, стоявшей в двух верстах от станции Лихославль. После окончания земской школы и недолгой работы на местном мукомольно-маслобойном заводе уехал в Санкт-Петербург. 

Там Григорий сначала трудился на предприятиях «Артур Коппель» и «Тилмано», а с 1911 года связал свою жизнь с отечественным флотом. Его призвали на действительную службу трюмным машинистом на линкоре «Петропавловск».

В это время он примкнул к большевикам и во время революционных событий 1917 года руководил арестом офицеров, стал председателем судового комитета корабля и бригадного комитета линейных кораблей Балтийского флота. 

В Гражданскую войну наш земляк в составе отряда добровольцев-матросов Павла Дыбенко участвовал в боях под Нарвой. В мирные дни занимался материальным обеспечением судов Балтики и Черноморья, а позднее возглавлял Балтийскую машинную школу. 

Из начальников в ремонтники 

27 апреля 1930 года Боровиков был назначен начальником и комиссаром Военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского. В день, когда Григорий Никитич приступил к выполнению своих новых обязанностей, ему присвоили статус высшего учебного заведения, и новый начальник с головой окунулся в процесс кардинальной реорганизации элитного вуза. 

В июне 1932-го здесь была создана отдельная школа для подготовки руководящего состава связи, менее чем через год преобразованная в Училище связи военно-морских сил РККА. Будущий орденоносец выступал против типичных для того времени волевых методов начальства, не приветствовал чрезмерную военную и политическую муштру. В результате в феврале 1933-го парткомиссия объявила ему строгий выговор за «притупление классовой бдительности и слабое партийное руководство при приеме и воспитании курсантов». Боровикова сняли с должности и откомандировали «для ремонта и снабжения морских сил на Черном море».

Но такие кадры были очень востребованы, и, несмотря на возражения политических органов, в 1934 году наш земляк стал заместителем начальника Ленинградского отделения Главсевморпути. Он принял самое активное участие в снаряжении рейса «Челюскина» и руководил операцией по спасению героев на ледоколе «Красин».

Трагедия обернулась триумфом


Когда-то об этой эпопее знал в деталях каждый советский школьник, но сегодня ее основательно забыли. Основная канва событий выглядела так. 

В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» впервые в истории прошел арктическую ледовую трассу без зимовки, в одну навигацию. Чтобы закрепить успех, было запланировано второе плавание, но в качестве судна выбрали обычный грузовой пароход «Челюскин», мало приспособленный к такому путешествию. На борту находилось 112 человек, из них чуть меньше половины – экипаж, а остальные – научная группа, представители прессы и кино, рабочие-строители и зимовщики, направлявшиеся на далекую полярную станцию Остров Врангеля. 

«Челюскин» отплыл из Ленинграда 16 июля 1933 года, обогнул Скандинавию, пришел в Мурманск, а оттуда 10 августа отправился в трудный рейс. В сентябре – октябре грозная обстановка возникла у берегов Чукотки. Две недели пароход простоял в тяжелых льдах, затем три недели его носило взад и вперед вдоль побережья, пока не увлекло в Берингов пролив – к конечной цели плавания. Но мощное противотечение снова загнало судно в Чукотское море, и начался почти четырехмесячный дрейф, закончившийся гибелью корабля 13 февраля 1934 года. 

104 человека, оказавшихся в ледовом лагере, были спасены летчиками Анатолием Ляпидевским, Сигизмундом Леваневским, Василием Молоковым, Михаилом Водопьяновым, Николаем Каманиным, Маврикием Слепневым и Иваном Дорониным. Тогда же, в апреле 1934-го, в нашей стране установили высшее звание – Герой Советского Союза, и первыми в истории его получили отважные пилоты. Выражаясь словами Бернарда Шоу, «трагедия превратилась в триумф».

Остался на посту

В 1935 году Боровикова назначили начальником полярной станции и строившегося порта на острове Диксон в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, в полутора километрах от Большой земли. В 1930-е здесь появились первые на Северном морском пути арктический радиогидрометео­рологический центр и геофизическая обсерватория. А самый северный в России и единственный в Карском море порт Диксон разместили все же на востоке одно­именного поселка, на материке. Посетивший остров при Боровикове известный советский писатель Борис Горбатов описал в серии рассказов «Обыкновенная Арктика» разительные перемены, происшедшие за короткое время: «Год не прошел даром. Это видно на метеоцентре, в порту, в жилых домах. Вот тут, где в прошлом году была свалка, сейчас сквер. Да, сквер на семьдесят третьем градусе северной широты.
Он обнесен кокетливым забором, в нем цветочные клумбы, молодежь сидит на скамейках, болтает, поет, хохочет».

15 декабря 1936 года Григорию Никитичу присвоили звание бригадного интенданта, приравненное впоследствии к генеральскому. За организацию и проведение зимовок на Диксоне в 1935–1937 годах нашего земляка наградили орденом Красной Звезды.

В 1938-м он вернулся в Ленинград и был назначен начальником гидрографического управления Главного управления Северного морского пути. Осенью 1940 года у Боровикова случился тяжелый инсульт. Полярника нашли без сознания в служебном кабинете. На свою должность он больше не вернулся.

Во время Великой Отечественной войны Григорий Никитич не захотел оставить Ленинград. Отправив семью в Вологду, этот мужественный человек пережил всю блокаду, участвовал, несмотря на дистрофию и тяжелую контузию, в обороне города: строил укрепления, дежурил в отрядах ПВО, выполнял различные поручения.

Известно, что он умер 6 сентября 1951 года в Ленинграде и похоронен на Шуваловском кладбище, но отыскать его могилу не удается.

В 1963-м по предложению полярных гидрографов решением Архангельского обл­исполкома мыс на севере острова Куна архипелага Земля Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане получил название «мыс Боровикова». Улица в селе Вески Лихославльского района тоже носит его имя. А в соседней деревне Волосово сохранился дом, где он родился.

Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: www.tverlife.ru
76

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

По программе «Доступная среда» в тверском регионе адаптируют 33 объекта
Тверская область должна быть комфортной как для здоровых граждан, так и для тех, у кого есть физические ограничения. Очень важно адаптировать учреждения региона в максимально короткие сроки, привести их к российским и международным стандартам качества. 
21.02.201722:54
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию