05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 06.02.2015

А дело вовсе не в пирожках

Фотограф: Архив семьи Косиковских

Приемные родители считают: многие педагоги пока не готовы принять их детей такими, какие они есть

Приемные родители считают: многие педагоги пока не готовы принять 
их детей такими, какие они есть

Большинство ребят, воспитываемых усыновителями, опекунами или в приемных семьях, к своим 8–12 годам прошли через столько бед и лишений, что многим не доведется испытать за целую жизнь.

– Это настоящие круги ада, – говорит отец 11 приемных детей, председатель совета Тверской региональной общественной организации «Союз замещающих семей» Эдуард Косиковский. – Вначале их преда­ют биологические родители, а потом, случается, и приемные родители возвращают их обратно в детдом. У нас есть опыт воспитания детей, от которых неоднократно отказывались новые семьи. Это очень тяжело для ребенка, естественно, меняется его мировосприятие, иногда возникает озлобленность. Часто у детдомовца наблюдается педагогическая запущенность. Но если мы, опытные приемные родители, готовы к трудностям и знаем, на что идем, когда принимаем в семью сироту, то многие школы – нет. Сегодня по закону будущие мамы и папы обязаны пройти обучение в Школе приемных родителей. Здесь им читают довольно серьезные лекции, проводят семинары, уверен, что и для педагогов нужны специальные курсы, на которых психологи и врачи подробно бы рассказали о психологическом и физическом развитии вчерашних детдомовцев.

О том, что педагогов школ необходимо готовить к приему бывших детдомовских детей, приемные родители говорили в Правительстве области на совещании, посвященном развитию в регионе института замещающих семей. Тогда многие мамы и папы делились своим негативным опытом общения с педагогами. Эдуард Ричардович подчеркивает, что учителя не специально, а по незнанию выстраивают неправильную модель общения с ребенком – проявляют либо излишнюю резкость, либо жалость. Семья Косиковских в прошлом году переехала в Калининский район, а раньше жила в Зубцовском, и там в школе нередко возникали конфликты.

– Приходит сын в первый раз в школу, и начинается «сюсюканье»: педагоги воспринимают ребенка только как бедного сиротку, – замечает приемный отец. – Жалость сквозит в каждом слове, действиях, можно сказать, она навязчива. В школьной столовой учителя засыпали сына дополнительными порциями, если оставались пирожки – накладывали в порт­фель. И так много дней. А ребенок не желает, чтобы его выделяли таким образом, для него это унизительно. В глазах одноклассников он хочет выглядеть как все: теперь у него есть мама, папа, братья, сестры, есть защита. В материальном плане приемные дети тоже не обделены. Мы получаем государственную помощь и можем позволить себе не только хорошо кормить и одевать детей, но и отдать их в спортивные секции, творческие кружки, нередко все вместе выезжаем на отдых. Мы с супругой неоднократно говорили это учителям, но все равно многим тяжело уйти от стереотипа, что сироту непременно надо жалеть.

Эдуард Ричардович рассказывает, что педагогам непросто смириться с некоторыми поведенческими особенностями детей, долгое время живших в детдомах. В силу обстоятельств многие из них гиперактивны, им сложно сконцентрировать внимание и долго усидеть на одном месте. Дети из асоциальных семей привыкли быть самостоятельными, сами все решать, этой позиции они также придерживаются в школе, нередко вступая в открытый конфликт с педагогами. Косиковские отмечают, что гиперактивные дети быстрее одноклассников справляются с письменными заданиями, а оставшиеся 10 – 15 минут до конца урока развлекаются, мешая другим.

– Не раз по этому поводу вызывали в школу. Мол, забирайте свое чадо – срывает уроки! – говорит Эдуард Ричардович. – Но мы-то знаем, что наш ребенок способный и характер его при желании можно обуздать. К примеру, загрузить дополнительными заданиями. Сын настырный и, пока не решит пример или задачу, головы от тетрадки не поднимет. Другое дело, что не все учителя психологически готовы проявить индивидуальный подход к ребенку.

Косиковские рассказывают, что они смогли наладить взаимоотношения со школами только после знакомства с семейным психологом Людмилой Петрановской. Автор книг «К вам пришел приемный ребенок», «Трудный возраст» и других была приглашена в Тверь несколько лет назад на съезд замещающих семей благотворительным фондом «Константа». Тогда семьи получили «аптечку приемного родителя», состоящую из очень полезных книг и монографий, в том числе и под авторством Петрановской. Эдуард Ричардович вместе с супругой Галиной Владимировной изучили эти книги от корки до корки, дали почитать специалистам районного отдела образования, а те в свою очередь рекомендовали их школьным педагогам. В дальнейшем конфликтов в школе не возникало.
Эдуард Косиковский убежден, что учителям удалось бы избежать многих ошибок, если бы на курсах повышения квалификации, что проходят в областном институте усовершенствования учителей, ввели дополнительные лекции и семинары, посвященные детям, которые воспитываются в приемных семьях. О необходимости этого говорит и приемная мама троих детей, педагог из Твери Елена Бедненко:

– Прежде чем ребенок из детского дома попадает в приемную семью, он, как правило, меняет не одну школу, не одну учебную программу, нередко подолгу находится в больнице. Дети приходят в школу «ежиками», они эмоционально зажаты, неудивительно, что многие начинают отставать в учебе. Им необходимы серьезная поддержка и понимание. 

Надежда Горислова из Бежецкого района, мама семерых детей, из которых трое приемных, считает, что на этих курсах обязательно должны проводиться практические занятия. Педагоги могли бы делиться и положительным опытом общения с детьми из замещающих семей. Надежда Юрьевна очень благодарна учителям своих детей из Дороховской школы за трепетное и чуткое отношение. Профессионализм и терпение педагогов иногда творят чудеса: то, что еще вчера казалось многим невероятным, сегодня сбывается. 

– Мой приемный сын Сережа учился в коррекционной школе VIII вида. Здесь обучаются ребята с проблемами в интеллектуальной сфере, – говорит Надежда Юрьевна. – Но я всегда верила, что у сына просто педагогическая запущенность и когда-нибудь мы все наверстаем. Это случилось: в 8-й класс Сергей пошел в общеобразовательную школу, сейчас успешно оканчивает девятый. Огромное спасибо классному руководителю Наталье Гуркиной, директору школы Лидии Ливенцовой, завучу Людмиле Коньковой за веру в ребенка и поддержку.

Ирина СМАЗНОВА

Автор: Ирина СМАЗНОВА
15

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию