27 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 05.02.2015

Три миллиона пассажиров

Фотограф: Дмитрий ХОДАРЕВ

перевез за 34 года работы водитель автобуса Юрий Фурдуй

перевез за 34 года работы водитель автобуса Юрий Фурдуй

Человеческий быт сложен из многих привычных действий и вещей. Большинство из них кажутся настолько естественными и обыденными, что не сразу и ответишь, благодаря кому мы наделены ими. И не всегда помним, что за всем этим – старание чьих-то умелых и заботливых рук, стремление сделать нашу жизнь как можно лучше и добрее. Эти незаметные герои, чей труд лежит в основе нашего ежедневного комфорта, чаще всего остаются в тени. Мы продолжаем рассказывать о них в рубрике «Люди дела».


Он просыпается в пятом часу утра. На завтрак – пара бутербродов с кружкой кофе. В 5.15, когда улицы еще пусты, он выходит из дома и садится в служебный «пазик». Это лучшее время для поездок по городу, до утренних пробок еще два-три часа. Вот и автобусный парк. Юрий отправляется на медосмотр, затем проверяет свой рабочий инструмент – зеленый автобус МАЗ. Все исправно. И ровно в 6.00 водитель первого класса Юрий Фурдуй выезжает за ворота ПАТП-1, чтобы отправиться в новое путешествие по улицам Твери.

Элитная профессия

Три миллиона человек – или около того – Юрий Александрович доставил по назначению за тридцать четыре года, что работает в автобусном парке. Последний десяток лет – на маршруте №20. А впервые сел за руль сразу после Московской Олимпиады, он тогда служил в армии и окончил пятимесячные курсы водителей категории D. В дальнейшем освоил и другие категории транспортных средств.

 – В то время, когда кто-то приходил устраиваться в автобусный парк, у него внимательно смотрели трудовую книжку и, если кандидат за год поменял два места работы, не брали, – вспоминает Юрий Александрович. – Был очень серьезный отбор. Водитель автобуса считался элитой.
В те годы элита зарабатывала 350 рублей. Хорошие деньги, но и дисциплина была серьезная. Допустимое отклонение от графика составляло 2-3 минуты, за превышение сразу следовали санкции. 

«Что погрузили, то и везу»

 – Расскажу случай, который у нас был с одним водителем, – улыбается Юрий Александрович. – Он в пути резко затормозил, и одна из пассажирок воскликнула: «Вы что, дрова везете?» А водитель себе под нос пробурчал: «Что погрузили, то и везу». Думал, что дама не слышала, забыл, что микрофон был включен. Лишили его премии на 100%: отвлеченные разговоры на маршруте недопустимы. 
Эта история к тому, что главное качество для водителя автобуса – вести машину плавно. За день автобус №20 перевозит 400-500 человек. Юрий Александрович не без гордости говорит, что в его автобусе даже книжки в пути читают. Вот рано утром ждут на остановках женщины с колясками, везти детей в детский сад, им удобен МАЗ с низкой посадкой. Только длинная «двадцатка» не всегда может подъехать к краю тротуара – бордюры не полностью очищают от снега, у остановок полно других машин. 

 – Особенно часты такие случаи около 1-й городской больницы. Поэтому мы останавливаемся посередине дороги. Работники ГИБДД иногда говорят: «Если ваше место занято, не останавливайтесь». А как это – не остановиться? 

Про маршрутки и трамваи

Инструкция запрещает водителю автобуса не только отвлеченные разговоры, но и отвлеченные мысли. Даже музыку слушать нельзя.

 – МАЗ – автобус очень специ­фический, на нем работать труднее, чем на других. Когда отъезжаешь с остановки, очень хвост заносит, – говорит Юрий Александрович.

Однако годы наблюдения за дорогой из-за штурвала мощной машины волей-неволей выработали у водителя собственную точку зрения на транспортные проблемы областной столицы. И Юрий Фурдуй признается, что не чувствует столько усталости от 34 лет за рулем, сколько от бестолковщины, которая творится на дорогах. Нервирует, что остановки занимают такси и маршрутки. А для тверского трамвая, считает Юрий Александрович, нужна выделенная трасса. 

Дорожные истории

Недавно в конце смены настроение Юрию Александровичу поднял задушевными песнями хор ветеранов, занявший весь автобус после собрания в Доме Союзов. Но нередки и неприятные случаи. Однажды пьяный пассажир после требования кондуктора оплатить проезд выскочил наружу и бросил в автобус кирпичом. И стреляли, бывало, из пневматики. На конечных остановках прямо на пути разворота автобусов не раз кто-то разбрасывал по асфальту горсти саморезов. Но участвовать в дорожных разборках водителю запрещает инструкция. В конфликтной ситуации он не имеет права покидать рабочее место, а уж тем более когда в салоне пассажиры.

 – Скажу еще о такой закономерности, – делится Юрий Александрович. – Двигаюсь я, например, через площадь Ленина, мне надо перестроиться. И если сзади едет солидный водитель на «крутой» машине, он дает совершить маневр. Понимает, что я везу людей. А если едет мальчишка – никогда. Говорят, что вообще с 16 лет хотят давать права. Я за то, чтобы за руль можно было садиться с 21 года. 

Работа у водителя вроде бы сидячая, но нелегкая. После пяти часов за баранкой положено два с половиной часа отдыха, а потом еще пять с половиной часов работы на линии. И так в режиме два дня через два. Как шофер-ветеран поддерживает себя в форме?

 – Стараюсь больше двигаться, чаще гулять, иногда посещаю бассейн. Ведь движение – это жизнь.

Дмитрий ХОДАРЕВ

Автор: Дмитрий ХОДАРЕВ
25

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию