23 Августа 2017
$59.04
69.59
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 02.02.2015

Аккомпанемент к судьбе гения

Виктория Воеводина о своих любимых художниках и писателях

Виктория Воеводина о своих любимых художниках и писателях

В зале искусств областной библиотеки имени А.М. Горького открылась выставка заслуженного художника России Виктории Воеводиной «Гении XX века». Средствами живописи и графики она показывает зрителю свой взгляд на судьбу людей, чье творчество стало метафорой самого искусства.

Тема человека в творчестве – и неважно, литература это, живопись или музыка – отличается особой сложностью. Она насыщена сопереживанием, основанным не только на биографическом материале, но и на личном отношении к изображаемому. Автор выставки признается: 

– Когда я работала над представленной в библиотеке серией, меня интересовала судьба гения. Я люблю, боготворю многих русских, итальянских, французских художников, и эта любовь с годами не ослабевает, напротив, мне кажется, она только усиливается. И выставка – это результат моего интереса к неординарным личностям. Создание портрета Матисса, Филонова, любого другого творца я могу сравнить с землетрясением души. Процесс захватывает, не отпускает, заставляет размышлять над тем, как выразить суть художника и его произведений.

Что важно, работы, вошедшие в экспозицию, – это не биографии великих людей, не расписание их дня. Творческая рефлексия Виктории Воеводиной направлена лишь на самого творца, человека, живущего не только и не столько в обществе других людей, сколько в своем творческом мире, полном великих образов, сюжетов, тем, музыки и дивных слов.

– Творчество есть великая концентрация человеческого самовыражения, которое доступно далеко не всем, но которое трогает всех без исключения, – говорит Виктория Иосифовна. – Поэтому таких людей и называют гениями. И моя выставка – о них.

Прежде чем приступить к созданию той или иной работы, художник много читает о своих героях, перечитывает мемуары, воспоминания современников, которые фиксировали все, даже на первый взгляд незначительные факты из жизни великих. Так постепенно складывается абрис будущей композиции.

– Многие из художников и писателей имели трагическую судьбу, – замечает Виктория Воеводина. – События, происходившие с ними, служили материалом для творчества, сподвигали на создание шедевров. Это наглядно показывает, насколько тесно связаны между собой жизнь и художественный процесс. Личность творца проявляется в его произведениях, в каждой строчке, в каждом страстном горячем мазке. Когда смотришь на картины великого мастера, неизменно возникает вопрос: а как он это сделал, как решился сделать так, а не иначе? Ответ на него можно найти, если подробнее познакомиться с его наследием.

– Произведения гениев становятся в ваших работах аккомпанементом их судьбе. Один из многих примеров – картина, посвященная Михаилу Врубелю.

– Когда я училась в Рязанском художественном училище и приезжала в Москву, то сразу же бежала смотреть его незаурядные творения. Судьба его не может не трогать: пограничное душевное состояние художника, как мне кажется, усугубилось после смерти сына Саввы. Я очень переживала, создавая свою работу, для которой мне позировал внук. Врубель у меня как бы оберегает своего сына, лежащего в кроватке, а руки художника, словно крылья, закрывают, защищают мальчика от внешнего мира. Конечно, очень переживала, работая над этим образом. Но иначе нельзя – без внутреннего сострадательного порыва ничего не получится. Немаловажно и то, какое решение выбрать – графическое или живописное, ведь от этого во многом зависят выразительность, эмоциональная глубина и смысл создаваемого тобой произведения.

– Чем продиктован такой выбор?

– Интуиция всегда идет рядом с художником... Кроме того, на подготовительном этапе я делаю массу эскизов в разных материалах, придумываю варианты в графическом исполнении или в масле, думаю, что в данном конкретном случае уместнее.

– Выставка посвящена не только художникам, но и поэтам. Да и хронологические рамки, заявленные в названии экспозиции, сами работы расширяют до XIX века. Вы, например, пишете Пушкина…

– Мне кажется, четко хронологию здесь трудно соблюсти, потому что без того же Пушкина просто нельзя обойтись. «Судьба гения» – так называется моя работа, она разделена на две условные части – в одной портрет Пушкина в расцвете его славы, а в другой – посмертная маска, снятая с лица поэта, прожившего такую короткую яркую жизнь. Ее можно сравнить со свечой, которая, не успев разгореться, неожиданно погасла… Рядом с Пушкиным – Иосиф Бродский. Будучи в Венеции, я услышала рассказ гида о том, что в одном из кафе он очень любил завтракать. Осмотревшись вокруг и увидев каналы, гондолы, почувствовав на своем лице дуновение ветра, я поняла, что необходимо одну из работ посвятить именно Бродскому. Непосредственным толчком для создания ее стал такой факт его биографии: в Венецию, рискуя своей репутацией, к нему приехали два друга-поэта… Их встречу я и попыталась воспроизвести. С другой стороны, Павел Филонов. Он голодал, но создавал божественную живопись, каждый сантиметр которой достоин отдельного внимания. Так писать научить невозможно, многие художники, даже получив хорошее образование, настоящими мастерами, увы, так и не становятся.

– Что дает вам соприкосновение с судьбами великих?

– Я обогащаюсь, я учусь у них тому, как надо воспринимать разные жизненные ситуации. Учусь живописи, рисунку, композиции. Их творчество провоцирует меня на поиск острых изо­бразительных решений. Картины Виктора Иванова, которые я очень любила рассматривать в Рязанском художественном музее, отличаются не только монументальностью, но и острой выразительностью композиции, суровостью колорита. Я придумала, что моя работа о нем должна строиться на диагоналях. С одной стороны, молодой художник смотрит на женщин, переживших войну, которые идут ему навстречу. Однако он не просто смотрит, он изучает их, ему интересна жизнь тружениц. С другой, – уже пожилой мастер идет вместе с этими женщинами – он понял и воспринял их судьбы.
Каждая моя работа – это своего рода автопортрет, в котором внешнее сходство неважно. Все дело в том, что, создавая картину, я пытаюсь поставить себя на место ее героя, в те ситуации, которые ему пришлось пережить. И каждая новая композиция требует и нового взгляда, и новых сил, и новых эмоциональных и душевных затрат.

Евгений ПЕТРЕНКО

Досье "ТЖ"

Виктория Воеводина, заслуженный художник России, член Союза художников РФ, почетный работник культуры и искусства Тверской области. С отличием окончила живописно-педагогическое отделение Рязанского художественного училища, графический факультет Московского полиграфиче- ского института; участник более 200 городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Автор широко известных серий офортов «Спорт-стресс», «Дома как судьбы», графической серии «Музейные тайны» и многих других, отмеченных наградами Министерства культуры, Академии художеств. Награждена медалью «За преданность искусству». Долгие годы преподает в Тверском художественном колледже имени А.Г. Венецианова.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
56

Возврат к списку

На улицу Хромова в Твери вернулась ярмарка продовольствия
Возле конечной остановки трамваев «ДСК» областного центра вновь идет бойкая торговля – на радость покупателям и продавцам.
23.08.201719:47
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость