25 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 02.02.2015

За всеми зайцами нужно гнаться

Фотограф: LIVEJOURNAL.COM

Размышления у парадного подъезда к станции Тверь

Он уехал прочь на ночной электричке, или она от него сбежала, и он по шпалам домой по привычке… Или его в этой самой электричке ограбили. Или «втюхали» там рублей за 200 «волшебный» карандаш, который якобы моментально стирает любые пятна 

на одежде – все это, по большому счету, может стать уже неважным. Если верить Интернету, где любая плохая (и даже плохонькая) новость тут же мчится с такой скоростью, что Усэйн Болт нервно курит в тамбуре, ходить по шпалам скоро будут многие и часто – число электричек в России сокращается. 

После новогодних каникул многие региональные перевозчики, в том числе и ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» (МТ ППК), объявили на своих официальных сайтах о сокращении маршрутов. А некоторые, например, ОАО «Забайкальская пригородная компания», ОАО «Северная пригородная пассажирская компания», – о полной отмене электричек. «ТЖ» решила разобраться в ситуации, взвесив все железнодорожные и не только аргументы. 

Въехать в окно 

Начнем с того, что пригородные железнодорожные перевозки в России всегда были убыточными. И тогда, когда еще находились в ведении Министерства путей сообщения, и потом – уже в ОАО «РЖД». А существовали они за счет прибыльных грузовых перевозок. Потом в РЖД начались реформы, и разные виды деятельности были выделены в самостоятельные блоки. Так в стране появились пригородные пассажирские компании, многие из которых были созданы с участием регионов. (В частности, Тверская область имеет 25% акций плюс одна, столько же инвестор, а РЖД – 50% минус две.) 

Из почти трех десятков таких перевозчиков только единицы не несут убытки. И понятно почему – они обслуживают полигоны с огромным количеством пассажиров (Москва и Санкт-Петербург). Кстати, в целом Московско-Тверская пассажирская компания тоже прибыльная, но опять же за счет Москвы, а не нашей области. 

Однако регион целенаправленно снижает сумму убытков. Понимая, что вся ответственность за пригородные перевозки ляжет на субъекты РФ, область еще в 2012 году начала проводить отимизацию маршрутной сети. 

Журналистам, которые не «пекут» горячие новости-пирожки, а пишут об экономике, известно, что вопрос пригородного сообщения находится на постоянном контроле губернатора. Уже три года в области ведется работа с главами муниципалитетов, проводятся зональные и областные совещания с участием представителей компании-перевозчика. 

Никто не враг своему народу. Каждый регион был бы рад заказывать для людей самые удобные маршруты. Но есть одно «но». Понятно, что приоритетами для железной дороги являются наиболее прибыльные поезда – скоростные и грузовые. Эти перевозки она, естественно, и наращивает. А электрички должны «вписаться в окна» между ними, что не так-то просто. И всегда найдется тот, для кого это расписание неудобно. Так же, как неудобно и многое другое. Например, у нас нет пассажирского аэропорта. А людей в области почти полтора миллиона. Но те, кто хотят лететь, добираются из любого конца Верхневолжья в Москву и летят оттуда. Если нет прямого поезда – тоже. Так почему бы вместо электрички не отправиться автобусом? Количество пригородных поездов в России сокращается не первый год, но в нашем регионе в отличие от многих других активно создаются альтернативные автобусные маршруты. Да, на автобусе не так быстро. Да, немного дороже. Но главное – можно доехать! К слову, мои знакомые из Цоссена ездят на работу в Берлин, как говорится, на перекладных – сначала на своей машине до вокзала, потом на электричке и метро, потому что так дешевле. И ничего, удобно. 

Много платишь – хорошо едешь 

Теперь немного о ценах. Наверняка многим любителям сравнивать нашу и заграничную жизнь даже в голову не приходит, что в подавляющем большинстве стран мира уже давно за все платит не государство, а потребитель. Там если какие-то доходы и выпадают, то только из карманов населения. Например, в пересчете на текущий курс рубля билет на поезд Цюрих – Берн (идет 1 час) стоит 3 411 рублей, Цюрих – Женева (2 часа 40 мин) — 6 064 рубля. Цена одной поездки на общественном транспорте в Венеции – 499 рублей, во Флоренции (на автобусе) – около 100 рублей, и это не предел. Во многих городах Старого Света стоимость проезда по городу доходит до 150 рублей. А теперь представьте, что это у нас в Твери столько стоит билет из Мигалова в «Южный». Ага, даже представить страшно. И вот только не надо на этой остановке говорить про какие-то баснословные европейские зарплаты. Сравнивали – знаем. 

Теперь, думаю, многим стало ясно, откуда в европейских электричках мягкие сиденья, а кое-где даже бесплатные свежие газеты. Другой вопрос, если кто-то вообще ничем не может добраться из пункта «А» в пункт «Б». Но такие жалобы, как нам сообщили в министерстве транспорта Тверской области, поступают крайне редко. Людей, в месте проживания которых нет альтернативных видов транспорта, в нашем регионе 18 тысяч. На этих территориях количество маршрутов за четыре года сократилось всего на два. Но и при этой, казалось бы, безвыходной ситуации все-таки нашлась возможность организовать туда автобусное сообщение. 

Это я все к тому, что любую проблему нужно понимать, а не просто ее «раскручивать» и «накручивать». На днях где-то в сети мне попалось письмо школьника на тему отмены электричек – то ли губернатору, то ли даже президенту. Письмо закончилось, а восхищение осталось: еще один Салтыков-Щедрин родился (почти 200 лет ждали!), и – надо же – аккурат в Год литературы… 

Конечно, проявлять свою гражданскую позицию необходимо. И жаловаться, если что, тоже. В том числе и на себя. 

У кого уши торчат 

Скажем откровенно: Московско-Тверская пригородная пассажирская компания могла бы и сама значительно увеличить свою прибыль, если бы установила системы контроля доступа на перроны и в электрички. Однако «зайцы» по-прежнему находят лазейки на боковые платформы, с которых отправляются электрички в Бологое, Торжок и Лихославль…

В области система контроля с ограждениями есть только на станции Конаково (для сравнения: в Московской – на всех основных станциях). Ни для кого не секрет, что наличие на перронах и в самих вагонах контро­леров в большинстве случаев бутафория. За спринтерскими забегами по вагонам, а на станциях – из вагона в вагон по перрону всякий раз наблюдает каждый, кто едет в электричках. А большинство в них участвует, причем прыть проявляют все: школьники, студенты, нарядные дамочки бальзаковского возраста, солидные дяди с дорогими кожаными портфелями… 

Но самое интересное – результаты этих забегов. К примеру, в прошлом году представители минтранса проверили в Конакове утреннюю электричку на Москву. Там ехало около 330 пассажиров, при этом в кассе было продано 45 билетов – ну чем не олимпийский рекорд? 

Остальное – те самые убытки, которые должен компенсировать перевозчику регион. И регион платит – в областном бюджете вот уже второй год подряд закладываются средства на компенсацию в объеме 50 млн рублей. К слову, в прошлые годы эта цифра была втрое меньше. Разумеется, платят и честные пассажиры... за себя и за того «зайца».

Есть еще одна картинка, но уже не из легкой, а тяжелой атлетики. Электровоз, который может тащить несколько тысяч тонн угля, легко и непринужденно тянет один вагон, где сидят 10 человек. А более экономичных рельсовых автобусов ходит в области всего два. Почему бы компании-перевозчику не начать активнее претворять в жизнь программу энергоэффективности? 

Куда кривая выведет 

Теперь вернемся к оптимизации, которая идет в регионе. Ее финансовые результаты можно увидеть в графике «Субсидирование пригородных перевозок». За последние три года себестоимость поездки в одной зоне (10 км) – ее высчитывает РЭК Тверской области на основании данных РЖД и МТ ППК – снизилась с 49 до 27 рублей. При этом тариф для населения вырос незначительно – с 14 до 20 рублей. Себестоимость снижается за счет сокращения абсолютно убыточных маршрутов и пересмотра расписания. Мобильность населения при этом сохраняется, поскольку, как уже было сказано, есть автобусная альтернатива. 

Есть еще один вариант компенсировать перевозчику выпадающие доходы – установить экономически обоснованный тариф для пассажиров. Проще говоря, резко увеличить стоимость билетов на электрички. Но практика других регионов показывает, что в этом случае пассажиропоток резко снижается. И при подаче следующих документов на пересмотр тарифа РЖД закладывают туда эти убытки. В итоге себестоимость поездки опять идет вверх. И дойти таким путем можно до абсурда. В Забайкальском крае тариф за зону – 90 рублей и для людей – тоже 90. Не исключено, что при следующем пересчете тарифы в этом регионе будут на уровне 200–300 рублей. 

О том, что в нашей области оптимизация пригородных перевозок идет без перекосов, говорят цифры. Если в 2012 году убытки составляли 600 млн рублей, то в 2014 – уже 325 млн А в 2015-м область планировала выйти на цифру 100 млн. Но здесь появилось еще одно «но». 

У пригородных компаний нет своего транспорта, и железнодорожные пути находятся в собственности РЖД. Всю инфраструктуру им предоставляет головная компания РЖД. И, естественно, берет деньги за аренду. 99% этой суммы – 25 млрд рублей – РЖД ежегодно компенсировало Правительство России. Но на новогодних каникулах было подписано распоряжение, согласно которому плата за инфраструктуру с пригородных компаний увеличилась в 25 раз, что значительно усложнило регионам решение задачи по сохранению пригородных железнодорожных перевозок в достаточном объеме – убытки ППК опять прогнозируются на уровне 2014 года. 

Это известие вызвало в России широкий общественный резонанс. Забайкалье, Вологодская, Курская, Псковская, Орловская, Белгородская, Воронежская, Новосибирская, Кировская… список областей, где наряду с нашим регионом сложилась непростая ситуация с пригородным сообщением, можно продолжать. 

К счастью, у нас в отличие от многих из них в связи с неожиданным сокращением ОАО «МТ ППК» ряда электричек («ОАО МТПК» официально уведомило министерство транспорта Тверской области об отмене пригородных пассажирских поездов лишь 26 января текущего года, хотя по договору перевозчик обязан был это сделать за 10 дней) региональным минтрансом оперативно принимаются все необходимые меры по обеспечению транспортной мобильности населения. 

Скорректировано расписание движения автобусов на 18 существующих альтернативных железнодорожному сообщению маршрутах. Кроме того, в короткие сроки с главами муниципальных образований согласовано расписание четырех новых автобусных маршрутов «Тверь – Бологое», «Тверь – Спирово», «Тверь – Лихославль», «Тверь – Лихославль – Калашниково», которые начнут свою работу с 1 февраля. На этих маршрутах введено 18 дополнительных рейсов. Следует отметить, что время движения в пути автобусов практически равнозначно времени движения электричек. 

При необходимости министерством транспорта будут назначены дополнительные автобусные рейсы. 

Министерство транспорта региона просит обращаться с вопросами и предложениями, касающимися корректировки расписания рейсов, а также увеличения их количества в будние дни с 9.00 до 18.00 по телефону (4822) 34 94 49 или на электронную почту mintrans@web.region.tver.ru


Автор: Татьяна Смелкова
16

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость