25 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура29.01.2015

На языке пластики

Фотограф: АРХИВ АЛЕКСАНДРЫ ЦИМПИРИК

можно сказать все или практически все

можно сказать все или практически все

«Пятая позиция, пожалуйста!» – с этих слов начинается каждое занятие в танцевальных группах «Грация» и «Аллегро» Дворца творчества детей и молодежи областного центра. Руководитель Александра Цимпирик только произнесет их, как ее воспитанники уже готовы к разминке. Большое зеркало, установленное в репетиционном зале, позволяет и самим юным танцовщицам, и их наставнику заметить все недочеты, допускаемые в ходе выполнения упражнений, и соответственно сразу же поработать над их устранением. Музыка звучит. Волшебство танца начинается…

Для постижения мира существует немало путей, и искусство хореографии – один из них. С его помощью человек узнает не только окружающее пространство, но и себя самого, поскольку танец, и это общеизвестно, по-прежнему остается прекрасным и, что важно, наглядным примером проявления творческих возможностей. Александра Цимпирик уже в детстве почувствовала, что танец притягивает ее, и было в этом стремлении погрузиться в вихрь ритма и музыки нечто магическое и мистическое. Будущий хореограф учился в школе в поселке Плоскошь Торопецкого района, где танцевальных кружков не существовало, но желание юной Саши танцевать оказалось настолько сильным, что она подолгу засиживалась в библиотеке, где штудировала книги и журналы, посвященные Терпсихоре, делала из них выписки. Толстую тетрадь с ними она хранит до сих пор – многие заметки, сделанные в школьном возрасте, не потеряли своей актуальности до сих пор. Более того, в этой тетради, признается Александра, записаны первые танцы, которые она сочинила. Они, надо сказать, не остались только на бумаге, но были поставлены: одноклассники с удовольствием согласились на хореографический эксперимент. Он оказался настолько удачным, что желающих танцевать в группе под руководством Александры тогда нашлось очень много.

– В том, что я пришла в творчество, большая заслуга моей мамы – она всегда поддерживала меня, – рассказывает Александра, периодически отвлекаясь от нашего разговора для того, чтобы поставить перед ученицами новую задачу. – Когда я училась на четвертом курсе Тверского колледжа культуры имени Николая Львова,  пришла во Дворец творчества детей и молодежи, в театр «Амадей», стала заниматься с детьми и поняла – это мое.

Такому решению немало способствовало заинтересованное участие в жизни молодого специалиста администрации дворца и прежде всего его директора – Варвары Говоровой, которые всячески поддерживают молодого хореографа, в том числе в ее желании создать новый коллектив, набор в который планируется открыть в следующем учебном году.

Александра уже работает пятый сезон. В «Грации» танцуют дети постарше, в «Аллегро» азы хореографии постигают девочки младшего возраста. Главные направления, которые они осваивают, приходя в класс, – современный и эстрадный танец, однако, продолжает рассказывать руководитель, основой была и остается классика, ведь только когда есть хорошая классическая база, можно двигаться дальше, осваивая современные танцевальные формы. Задаю вопрос: как вы воспринимаете работу педагогом? Александра, ненадолго задумавшись, серьезно отвечает: «Это моя жизнь, я живу учениками…» В нашей беседе наступает пауза.

– Сейчас повторяем номер «Тропы», – обращается хореограф к участникам группы «Грация». – «Аллегро» внимательно смотрит. Ротик закрываем на ключик, а ключик отдаем соседу, иначе потом будет не открыть.

Ребятня улыбается шутке, но делает все так, как говорит руководитель. Начинается танец, наполненный серьезным философским смыслом: юные артисты показывают человеческую жизнь, проходящую в постоянном движении, жизнь, которая не обходится без остановок и возвращений назад… Серьезная эмоциональная наполненность номера вызвала в памяти известную фразу Айседоры Дункан, говорившей: если бы ты мог объяснить что-либо словами – не было бы смысла в том, чтоб станцевать это… Но как создать на сцене образ? Да и вообще как возникает танец? На второй вопрос Александра Цимпирик отвечает так:

– Все идет от музыки. В ней я нахожу исходную точку, появляется зарисовка, эскиз, который затем преобразуется в полноценный номер. Естественно, в процессе репетиций иногда моя задумка существенно меняется: если это необходимо, то вместе с ребятами я нахожу иные пути, более эффектные приемы для воплощения главной мысли.

В совместное творчество вылилась в итоге подготовка номера, посвященного 70-летию Победы. Для того чтобы проникнуться темой, почувствовать эпоху, дети смотрели фильм «В бой идут одни старики». 

В итоге получилась отличающаяся особым отношением постановка, в которой переданы и обстановка мирной, довоенной жизни, и тяготы и трагедия войны, и радость Победы. Так, в течение нескольких минут зритель вместе с артистами переживает целую гамму передаваемых движениями чувств, заложенных в музыкальном сопровождении. Танец превращается в поэму, где любое па – слово, и это слово произносит каждый из учеников Александры Цимпирик, лауреатов фестивалей «Парад планет» и «Тверь – душа России». Впрочем, по мнению их руководителя, участие в конкурсах хоть и важная составляющая процесса обучения, но оно не является основной целью, поскольку, как говорил великий Михаил Барышников, нужно стараться танцевать не лучше всех остальных, а лучше себя самого.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
275

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию