21 Февраля 2017
$58.1
61.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура27.01.2015

Его кистью водило солнце

К 150-летию со дня рождения классика русской живописи Валентина Серова

К 150-летию со дня рождения классика русской живописи Валентина Серова

Брак пианистки Валентины Бергман и композитора Александра Серова был очень коротким из-за преждевременной кончины супруга, но он подарил миру великого художника, появившегося на свет 19 января 1865 года.

Валентин рос довольно замкнутым, сосредоточенным почти исключительно на изобразительном искусстве. Большое влияние на него оказал друг семьи Илья Репин, дававший мальчику уроки рисования. В Академии художеств Серов попал в класс профессора Павла Чистякова, нашего земляка, уроженца нынешнего Краснохолмского района, учителя Сурикова, Поленова, Репина, Врубеля и других гениев. Валентин беспрекословно следовал советам мастера, а тот не только передал ему секреты творчества, но и открыл юноше сокровища Эрмитажа, показал необходимость изучения шедевров классиков. Павел Петрович был и философом, и «чернорабочим» в живописи, и его любимый ученик органично перенял вдумчивое отношение к делу, неторопливость художественной манеры наставника. 

Домотканово: однажды и навсегда

В течение многих лет Валентина Бергман вместе с сыном жили в этом селе под Тверью — имении их друзей и родственников фон Дервизов, а также в находившемся на другом берегу Волги Едимонове, где Николай Верещагин создал первую в России школу молочного хозяйства.

Усадьба Домотканово — одно из красивейших мест в окрестностях нашего города. Здесь Серов создал немало шедевров — портреты, пейзажи, жанровые картины. Они хранятся и экспонируются в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге. А в Домотканове находится единственный в России мемориально-художественный музей живописца.

Валентина Семеновна описывала имение как «старинное поместье, с сильным отпечатком крепостнических затей: с вырытыми многочисленными прудами, с причудливыми мостиками, с массивными прочными постройками». Усадьба сформировалась во второй половине XVIII столетия, когда ею владели дворяне Постниковы и их потомки по женской линии Воробьевы. Основой поместья был дом, украшенный тосканской колоннадой, поддерживавшей балкон, а вокруг располагался обширный парк. В 1886 году этот прекрасный уголок приобрел Владимир фон Дервиз — правовед, художник, музыкант, общественный и музейный деятель. Вплоть до революции Домотканово оставалось одним из самых ярких усадебных культурно-художественных центров Средней России. 

Дервиз был женат на двоюродной сестре Валентина Серова Надежде Симонович, и живописец регулярно гостил и работал здесь до своей ранней смерти. В Домотканове и окрестностях он создал «Заросший пруд. Домотканово», «Октябрь. Домотканово», «Баба в телеге», «Баба с лошадью», иллюстрации к басням Крылова и другие шедевры.

Гостями Дервизов были многие известные художники — Исаак Левитан, Иван Билибин, Михаил Врубель, родственник семьи график Владимир Фаворский. Здесь ставились музыкальные и драматические спектакли, проходили концерты, карнавалы, праздники для крестьянских детей. Но более всего усадьба все же вошла в жизнь и творчество Валентина Серова.

В Тверской губернии он впервые оказался в мае 1886-го — у Симоновичей в Едимонове, а летом навестил Владимира Дервиза, только что обвенчавшегося с На­деждой и приобретшего Домотканово. 

Примечательным оказался 1888 год: Серов написал «Девушку, освещенную солнцем» и несколько пейзажей. За несколько недель до смерти художника мастер вместе с Игорем Грабарем рассматривал в Третьяковской галерее эту картину. Грабарь вспоминал: «Он долго стоял перед ней, не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся»». Хотя на самом деле после раннего гениального полотна Валентин Александрович создал еще немало шедевров, но в другой манере, в другой цветовой гамме и пластике.

Очарованные прекрасным творением поклонники ждали от него столь же «солнечных» картин, но Серов открывал для себя новые творческие горизонты и глубины, не остановившись на постигнутом им пленеризме. 

Пейзаж простой, как лирика Пушкина

Показывая Грабарю «Заросший пруд. Домотканово», очень не похожий на подобные работы передвижников, художник, давно прославившийся своими портретами, сказал с удовлетворением: «Я все-таки немножко и пейзажист». Оговорку «немножко», на мой взгляд, нужно понимать не в смысле невысокого мастерства, а как отражение относительной эпизодичности обращения к этому жанру. 

А вот в Домотканове Серов писал природу всегда, не нагружая ее психологичностью и философскими подтекстами. Да, это реальность, в которой человек не является необходимым.
Русский пейзаж так же «прост», как, скажем, лирика Пушкина. Вид может быть незатейлив и даже невзрачен, но вызывает глубокие чувства, которые не способны пробудить никакие красоты. И остается загадка: а как же этого добился художник? Отгадки нет, вернее, она кроется в точке зрения мастера, который находится внутри самого пейзажного пространства и потому чувствует его как себя самого. 

Искусствоведами замечено, что домоткановские виды Серова «безэффектны», осенние и зимние дороги и тропинки кажутся забытыми, по ним давно никто не ходит и не ездит. Простое появление из-за покосившегося сарая запряженных лошадкой саней кажется едва ли не событием громадного значения, потому что ничего этого прежде не было в бесконечном снежном поле, по которому скользит взгляд зрителя. 

Серов нежно любил лошадей. Его друг Константин Коровин рассказывал, как тот однажды приказал впрячь в телегу старую клячу и каждый день отправлялся на опушку леса писать этюды. Удивленный крестьянин предлагал ему коня-красавца, на что художник отвечал: «Нет, эта лошадь опоенная мне больше вашего жеребца вороного нравится». Ему в деревенских пейзажах нужны были не породистые рысаки, а савраски, живущие одной жизнью с природой, которую он запечатлевал в своих работах. 

Обратите внимание: животные на картинах Серова — и в парадных портретах, и в пейзаже — наделены достоинством, вызывают ощущение самодостаточности. Именно поэтому столь естественно обращение художника к басням Крылова. Здесь они в своей среде, в природе, они действуют, общаются, решают проблемы, в том числе нравственные, живут в эпическом времени, как у Эзопа или Киплинга. 

Нет необходимости говорить о высочайших художественных достижениях Серова. Мы вели речь только о Домотканове, которое он так любил. Мастер скончался 5 декабря 1911 года, а после революции Дервизов выселили из их усадьбы, в имении был создан совхоз, и многое оказалось расхищено. 

В 1965 году, к столетию со дня рождения художника, по инициативе местных жителей в Домотканове открыли народный музей, ставший в 1976 году филиалом Калининской областной картинной галереи. Сейчас экспозиция расположена в четырех залах и знакомит гостей с историей усадьбы, ее обитателями и событиями протекавшей здесь культурной жизни. Особый раздел посвящен Валентину Серову и созданным им произведениям. В 1985 году в Твери прошла выставка работ художника и его современников, бывавших в Домотканове.

Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
18

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В школах Твери ликвидируют вторую смену
В областной столице появится новая школа. Строительство начнется в этом году в рамках целевой программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях». Деньги уже выделены. Федеральный бюджет предоставляет субсидию, почти 276 миллионов рублей. Регион обеспечит софинансирование – более 349 млн.
20.02.201720:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию